Попытки Варшавы продавить в НАТО идею ввода вооруженных миротворцев на украинскую территорию напоминают о ее давних территориальных притязаниях.
Еще до начала российской спецоперации на Украине в мире нашлось немало интересантов, ратующих за разворачивание полномасштабных военных действий, «под шумок» которых они могли бы реализовать свои эгоистические цели. Одним из таких интересантов была и остается Польша, которая активно продвигает идею отправки НАТОвских «миротворцев» на украинскую территорию.
Польское министерство обороны даже потрудилось и составило пакет предложений по работе «миротворческого» контингента Североатлантического альянса на Украине. В этом пакете речь предсказуемо идет о том, что «миротворцами» выступят военные Литвы, Дании, других стран военного блока и... самой Польши. Инициатива эта исходила от председателя польской правящей партии «Право и Справедливость» (PiS) Ярослава Качиньского.
Параллельно Варшава объявила, что готовится к возможному вторжению российских войск и на польскую территорию, — мол, ей тоже угрожает опасность. Решение выслать 45 российских дипломатов — еще один сигнал к тому, что Польша пускается во все тяжкие и реально готова развязать Третью мировую.
Все ее заявления адресованы, разумеется, Вашингтону, который сам не хочет участвовать в украинских событиях и отправлять туда войска под флагами НАТО. С критикой польской активности уже выступали и США, и канцлер Германии Олаф Шольц, и генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Даже в самой Польше отнюдь не все поддерживают идею «миротворчества». К примеру, депутат Сейма Борис Будка подчеркнул, что Альянс должен выступить «единым фронтом», а не просто «пожелать удачи» Варшаве. Инициативу Качиньского он назвал «откровенно непродуманной и несогласованной с союзниками Польши по НАТО и ЕС».
«Это нельзя назвать эффективной дипломатией. Никто не будет принимать решение о Третьей мировой войне только потому, что это кому-то понадобилось для пиар-трюка», — возмутился польский политик.
С другой стороны, польские власти даже не пытаются скрывать, что ими движет не совсем благое побуждение. «Действия Польши по отношению к Украине диктуются национальными интересами. Мы мудро преследуем польские интересы и будем максимально поддерживать польскую безопасность», — заявил в недавнем интервью еженедельнику Sieci президент страны Анджей Дуда. По его словам, вмешательство в ситуацию на Украине — «важный элемент этой безопасности».
Варшава намерена отправить своих «вооруженных миротворцев» на территорию четырех областей Западной Украины — Волынской, Львовской, Ровенской и Тернопольской. Многие эксперты уверены, что под этим предлогом поляки «тихой сапой», оправдывая все свои действия «российской агрессией», попытаются «отжать» себе эти земли.
Об этом прямо говорит польский адвокат и политик Роман Гертых. На своих страницах в соцсетях он написал, что Варшава стремится «установить фактический протекторат над Западной Украиной, тогда как Будапешт, по его мнению, заинтересован в контроле над Закарпатьем, где проживает много венгров. Через это «приращение зоны фактического контроля», как считает Гертых, Качиньский планирует обеспечить себе и своей партии «популярность и правление на многие десятилетия».
Об истинных мотивах польской «заботы» недавно рассуждал и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он заявил, что если будет принято решение о вводе НАТОвского «миротворческого контингента», то с высокой долей вероятностью его костяк составят польские военные. Они «возьмут под контроль Западную Украину, во главе со Львовом, и там будет оставаться длительный период». «Мне кажется, план-то в этом заключается», — подытожил глава российской дипломатии, выразив надежду на то, что руководство Альянса все же не поведется на эту «демагогическую» затею.
Для самой Польши и ее жителей эта затея, однако, — отнюдь не демагогия. В стране с 2015 года активничает организация под названием «Реституция кресов» (Restytucja Kresów, то есть в широком смысле «Возвращение территорий»). Кресы — это старинное слово, которое активно использовал в своем творчестве польский поэт XIX века Винцентий Поль, подразумевая под ним все территории восточнее Вильно и Львова, которые до конца XVIII века принадлежали Речи Посполитой.
Участники «Реституции кресов» ратуют за прирастание Польши теми землями, которые в какие-то исторические периоды находились в ее границах. Особенно их интересует Западная Украина, куда, по замыслу активистов, имеют право вернуться депортированные оттуда польские семьи — в общей сложности около 100 тысяч человек. Кроме того, «Реституция кресов» настаивает на выплате компенсаций за брошенное поляками имущество и недвижимость.