«Братушка» откровенно и однозначно взял курс на интеграцию в ЕС и НАТО.
Последний союзник России на Балканах – Сербия – по сути, больше нам не союзник. По крайней мере, на уровне нынешнего руководства страны. Президент Сербии Александр Вучич заявил о том, что его страна откажется от закупок российских истребителей МиГ-29 . Вместо них армию страны вооружат французскими Rafale.
В прошлом году Александр Вучич, желая повысить свою популярность среди населения, строил из себя нонконформиста, который готов на жесткое поведение в отношении сепаратистов Косово и на поддержку России, вопреки позиции НАТО и ЕС. Но вскоре выяснилось, что все «жесткие» заявления «братушки» – лишь слова, за которыми дела так и не последовали.
Осенью Вучич «прогнулся» перед Западом по вопросу Косово. А с нового года начал стремительно «отстраиваться» от России.
Вначале публично и прямо отказался признавать новые территории РФ, включая Крым. В общем-то, все и так знали об этой позиции. Но, как бы, по умолчанию. А тут Вучич решил это заявить однозначно и громко. Заодно потребовал не вербовать сербов в российскую ЧВК «Вагнер». Наш МИД, в общем-то, принял к сведению.
А в начале февраля Вучич сообщил, что Сербия готовится ввести санкции против России. Оправдал это тем, если упростить, что, мол, сложно очень жить в центре Европы и не соблюдать установленные для нее американцами правила. Наши политики, собственно, опять никак не отреагировали.
И вот очередной «братский привет» от Вучича: во время посещения Международной выставки вооружений IDEX-2023 в Абу-Даби он заявил, что Белграду придется отказаться от закупок российских истребителей. Объяснил, что сугубо из-за введенных против РФ санкций. Мол, у Сербии уже сейчас возникают проблемы с импортом деталей для имеющихся МиГ-29.
«Сейчас почти ничего невозможно импортировать из России, или почти ничего, что имеет военное назначение», — сказал президент Сербии.
Стоит вспомнить, как МиГи появились у Сербии. Она их получила в октябре 2017 года в качестве военно-технической помощи. Шесть истребителей МиГ-29 стали первыми новыми боевыми самолётами в сербской армии с 1987 года. В церемонии передачи истребителей принимали участие министр обороны РФ Сергей Шойгу и президент Сербии Александр Вучич. При этом Вучич вручил Шойгу шесть кортиков с выбитыми на клинках бортовыми номерами МиГ-29, переданных Россией. Но об этом Вучич в Абу-Даби вспоминать не стал.
При этом, его оправдания попахивают не только откровенной неблагодарностью, но и явной ложью. Дело в том, что Минобороны Сербии стало приглядываться к французским истребителям больше года назад - в конце декабря 2021 года. Уже тогда глава ведомства Небойша Стефанович заявил, что Белград больше склоняется к Rafale. Затем весной 2022 года президент Сербии рассказал, что страна ведет переговоры с Францией о покупке 12 новых истребителей, а также с «еще одной страной о 12 самолетах», но подержанных.
Сербские комментаторы связывают заявление своего президента с его встречей с президентом Франции и канцлером Германии в рамках Мюнхенской конференции по безопасности. Не исключено, что Макрон предложил Вучичу скидку на Rafale – в виде своеобразной взятки за принятие так называемого франко-немецкого плана урегулирования по Косово.
Вучич уже публично пообещал увеличить расходы на оборону для модернизации вооруженных сил страны. Всего Сербия может в 2023 году потратить на оборону более €700 млн сверх установленного плана в $1,5 млрд. Средства планируется направить на модернизацию танков, закупку еще 200 единиц бронетехники, боевых дронов и привлечение новых военнослужащих в элитные подразделения. Покупка истребителей Rafale может обойтись еще в €3 млрд.
Вучич подчеркнул: стране нужны сильные сдерживающие факторы для выживания, сербская армия должна быть намного сильнее в нынешних условиях.
Вот только вопрос: с кем собирается воевать Сербия, которая стремительно отрекается от России и вливается в «единую европейскую семью»? Явно не с НАТО. И даже не с Косово, где Вучич намерен действовать в рамках, навязанных ему извне правил.
Нельзя исключать, что если риторика Вучича будет меняться в том же направлении, то уже вскоре президент Сербии заявит: крепкая оборона нужна его стране для «защиты от российской угрозы». А потом закупленная Вучичем военная техника поедет на Украину на помощь ВСУ.