Единственная серьезная проблема Киева на данный момент – это люди.
Истекший год СВО стал для Украины решающим в ее недолгой истории самостоятельного существования. Военная кампания отразилась на ней сильнее чем на РФ. Достаточно сказать, что боевые действия ведутся на ее территории, и что Украина на нынешний момент потеряла примерно 15-20% своей территории. Но это чисто формальная сторона вопроса. Обратимся к глубинным изменениям.
Зеленский со своей командой подошли к 24 февраля 2022 года не в лучшем состоянии. В обществе уже начала накапливаться усталость от комика во власти. Скандалы следовали один за одним. Его партия провалила уже местные выборы осени 2020 года – настолько недолгой оказалась популярность Зеленского.
Он поменял им же назначенного премьера Гончарука после полугода его работы, сменил главу свой администрации, убрав Андрея Богдана, который, собственно, его к власти и привел. В 2021 году был снят с должности спикер Рады Дмитрий Разумков, создатель партии Зеленского «Слуга народа». И тогда же был уволен «несменяемый» глава МВД Арсен Аваков, убран министр обороны. Так что СВО Зеленский встретил с новой командой.
Много было вопросов, в том числе, на Западе, - как комик без опыта политической деятельности и государственного управления будет возглавлять воюющую 40-миллионную страну? Но, во-первых, к 2022 году Зеленский уже три года руководил Украиной. Это какой-никакой опыт.
Во-вторых, важно понимать распределение ролей. Зеленский не руководит военными, не руководит ВПК, не занимается лично снабжением армии. Его функция представительская, а роль – стрелочника в команде. Он вполне успешно представляет Украину перед миром – и пиаровски, и встречаясь с иностранными лидерами. Тоже самое касается граждан Украины, перед которыми он выступает каждый вечер с отчетом, да и днем он часто делает заявления.
Зеленский хорошо держится на камеру, умеет разговаривать с Байденом или Джонсоном. Большего от него не требуется. Это не вождь в классическом понимании, типа Сталина в Великую Отечественную (ну или Гитлера, кому что ближе) - который все контролирует, держит в памяти калибры орудий, запасы снарядов, технические данные самолетов, расположение каждой дивизии. Нет, задача Зеленского - «торговать фейсом», как принято выражаться в его кругу.
И с этой задачей он успешно справляется. На мировом уровне он сегодня фигура первой величины, с ним как с равным общаются великие мира сего, начиная с Байдена. Зеленский удачно нашел свой имидж – зеленая майка, полувоенный вид. Равняясь на него, и все высшее руководство Украины одевается также – никаких пиджачков-галстуков. Все показывают своим видом, что страна воюют, и они – министры и прочие чиновники - не стоят в стороне, а тоже как бы находятся в окопах, пусть ментальных, говоря новомодным языком.
Так что с внешней поддержкой у Украины все хорошо, и бесконечные «рамштайны» и прочие встречи в верхах без конца увеличивают военную помощь Киеву. Запад пока един, и Вашингтон ставит на место тех, кто пытается как-то подойти иначе к конфликту.
Внутри страны поначалу у Зеленского тоже выходило неплохо с началом СВО. Боевые действия стали шоком для населения Украины, и потому сплочение вокруг фигуры президента было неудивительно. Рейтинг Зеленского почти зашкаливал. Но когда надежды на скорую победу стали рассеиваться, и стало понятно, что боевые действия - это всерьез и надолго, энтузиазм стал понемногу улетучиваться. Одновременно в правящей верхушке, поначалу сплоченной, возникли противоречия. Зеленский летом пожертвовал другом детства, занимавшим пост главы СБУ, и генпрокурором. Еще раньше ушла уполномоченная по правам детей, отметившаяся безумной русофобской пропагандой. В январе заменили зам главы президентской администрации Кирилла Тимошенко – днепропетровского пиарщика, одно время очень влиятельного, и вслед за ним, нескольких, ориентированных на него губернаторов. Также пришел новый министр внутренних дел, после гибели в вертолетной катастрофе предшественника. Министр обороны Алексей Резников удержался, несмотря на ряд коррупционных скандалов в его ведомстве. Но военная верхушка почти не поменялась, главком Залужный по-прежнему на своем месте, как и начальник Генштаба.
В целом благоприятная ситуация для Зеленского в стране сохраняется, несмотря на растущую исподволь критику. Он по-прежнему олицетворение «героического отражения агрессии». Украинское общество весьма зомбированное, и во время СВО уровень его одурманивания еще более возрос. Поэтому, несмотря на нарастающую волну пассивного сопротивления, выражающуюся в уклонении от мобилизации, что в свою очередь вызывает охоту за людьми на улицах сел и городов Украины, со столькими шокирующим и кадрами в соцсетях, режим держится устойчиво.
Тут важно понять следующее – дело не в фигуре Зеленского. Был бы на его месте Порошенко или Кличко, ситуация мало бы чем отличалась. Сегодня на Украине при западной поддержке, разумеется, сформирован консенсус, принимаемый, или не отвергаемый, по крайней мере, большинством населения. Он заключается в том, что путь Украины лежит на Запад, в Евросоюз и НАТО, и что альтернативы этому нет. И, разумеется, любое сближение с Россией несовместимо с этим курсом.
Опираясь на это, режим может сколько угодно менять те или иные фигуры в правительстве или на местах, могут меняться партии в Раде – сути это не меняет. Чтобы произошел надлом в настроениях необходимо или тяжелое поражение, или длительное затягивание с большим количеством потерь, как человеческих, так и материальных. Запад со своей стороны давить на Киев в целях поиска мира ни за что не будет, и последние заявления его лидеров ясно об этом свидетельствуют. Россия, по их мнению, совершила святотатство, и никакой компромисс с ней невозможен. От нее требуют, по сути, капитуляции. Иначе требование «восстановить территориальную целостность Украины» как предварительное условие для любых мирных переговоров расценить невозможно.
Атмосфера нетерпимости на Украине такова, что любое трезвомыслие или призыв к поиску компромисса трактуется как государственная измена. Ярким свидетельством господствующей шизофрении являются популярные телеграм-каналы, помогающие не попасть под раздачу повесток, информирующие, где в данные момент ходят патрули полиции. Число подписчиков таких каналов – более чем по 100 тысяч в крупнейших городах. Но ведутся они под самыми патриотическими лозунгами и с проклятиями в адрес России. То есть люди помогают срывать призыв, но делают это безо всякого осуждения самой ситуации конфликта с РФ.
Людям не нравятся, разумеется, продолжающиеся боевые действия. Более десяти миллионов беженцев во вне и внутри страны. Уничтоженные города, обстрелы. Закрытие границ для мужчин. Экономический обвал. Все это является глубоко травмирующим фактором. Но самостоятельно общество преодолеть желание власти воевать не может. Как показывает история, почти всегда в таких случаях правительство с его репрессивными органами и госаппаратом – сильнее.
Итак, подведем итог. Верхушка Украины твердо стоит на позиции продолжения сражений. Она верит, или делает вид, что верит, в свою победу. В данном случае неважно насколько она искренна. Киев имеет полную поддержку от Запада. Общество измучено годом боевых действий, но пассивно поддерживает режим, и тоже верит, или заставляет себя верить в победу. Частичные успехи ВСУ прошлой осенью способствуют этому.
Все проблемы в экономике (часто преувеличенные, так снабжение электричеством вполне себе налажено и после 15 февраля возвращено к прежнему режиму) перекрываются западной помощью. Украина фактически взята на содержание коллективным Западом, и обходится ему не так уж дорого.
Единственная серьезная проблема на данный момент – это люди. Число пригодных к мобилизации снижается. Проводить ее все труднее. Соотношение по численности населения с Россией - минимум 1 к 3,5. Иностранцы воевать за Украину не будут – имеется в виду войска зарубежных государств. Приток наемников небольшой. По оружию и оснащению в целом сохраняется паритет. При этом у РФ – ядерное оружие как «последний довод королей», плюс независимость от поставок оружия, поскольку практически все она производит сама. За нее также география и «неубиваемые» природные ресурсы.