Еще один новобранец лежит в больнице в состоянии средней тяжести. Пентагон обещает провести расследование и обнародовать его итоги.
В Пентагоне разгорается грандиозный скандал: после так называемой Адской недели тренировок, которая является обязательным испытанием для желающих стать «морскими котиками» ВМФ США, скончался 24-летний Кайл Маллен из Нью-Джерси. Один его товарищ по несчастью лежит в больнице в состоянии средней тяжести — но стабильном. Чиновники заверяют общественность, что оба случая будут тщательно расследованы, а итоги этих расследований — обнародованы.
Кайл Маллен умер в пятницу вечером в больнице Коронадо (Калифорния). Причины его смерти не разглашаются, как и имя второго несостоявшегося «морского котика», который лежит в военно-морском госпитале в Сан-Диего. Оба молодых человека входили в группу новобранцев, мечтавших стать элитой ВМФ США. В «морские котики» прямо-таки повалили желающие — с тех пор как в 2011 году бойцы этой команды прославились успешным проведением спецоперации по устранению «террориста №1» Усамы бен Ладена.
В Пентагоне настаивают на том, что ни Маллен, ни второй новобранец не участвовали в активных тренировках, когда им стало плохо. «Инцидент произошел через несколько часов после того, как кандидаты успешно завершили первый этап оценки и отбора», — говорится в официальном сообщении ведомства, которое попутно выразило «глубочайшие соболезнования» родственникам умершего кандидата в «котики».
«Мы оказываем всю возможную поддержку семье Малленов», — заверил контр-адмирал Ховард III, командующий военно-морскими силами специального назначения.
Адская неделя (Hell Week) — это обучающая тренировочная программа, которая является частью длительного и строго организованного процесса отбора кандидатов в SEAL. Она следует за «учебкой» — лагерем, в котором новобранцы проводят от семи до девяти недель, — и состоит из множества изнурительных испытаний, включающих в себя «тренировки в воде и под водой», а также прыжки с парашютом, десантирование и программы на выживание.
На сайте SEAL говорится, что Адская неделя «подводит желающих войти в морскую пехоту к их физическим и интеллектуальным пределам». Уровень отсева очень высокий: только 20% новобранцев успешно проходит обучение, которое даже само командование ВМФ признает «весьма жестоким». Речь идет о 250 морских пехотинцах ежегодно. Соответственно, нетрудно подсчитать, что в общей сложности на попадание в «элиту» претендуют порядка 1250 молодых мужчин.
Смерть Маллена, как пишет USA Today, стала первым случаем гибели новобранца во время прохождения обучения за последние шесть лет. Предыдущая подобная история произошла в 2016 году, когда 21-летний Джеймс Дерек Лавлейс утонул во время тренировки в бассейне.
Тогда судмедэксперт Сан-Диего признал случившееся убийством, поскольку имелись доказательства того, что инструктор неоднократно погружал голову Лавлейса под воду и удерживал в таком положении. Однако впоследствии следователи ВМС, к которым перешло дело, пришли к выводу, что состава преступления нет, и отказались выдвигать обвинение.
При этом телеканал NBC передавал, что на четырех тренировках подряд погибли минимум трое кандидатов в «котики», и Лавлейс был пятым, кто потерял сознание во время упражнений в бассейне за четыре месяца, — но Пентагон якобы все это тщательно скрывает.
Руководство ведомства обнародовало данные вскрытия, согласно которым у Лавлейса имелись давние и серьезные проблемы с сердцем, из-за которых сердечная мышца была сильно увеличена в размерах. Предполагалось, что он сам должен был пройти более тщательное обследование перед подачей заявки на вступление в SEAL, а его командиры могли лишь оперировать теми данными, которые он сам им предоставил.
«Морские котики» — своего рода легенда, они появляются во многих голливудских боевиках и считаются своего рода «знаком качества» для американских военных, поскольку принимают непосредственное участие в решении особо сложных и опасных боевых задач. Это подразделение официально создал в 1962 году президент США Джон Кеннеди, реагируя таким образом на жалобы своих военачальников по поводу нехватки высококвалифицированных и хорошо обученных кадров для быстрого реагирования на экстремальные ситуации. Однако ВМС США предпочитает вести отсчет истории SEAL намного раньше: в частности, именно «котики» взяли на себя главную роль в высадке десанта в день «Д» в 1944 году и во вторжении на Окинаву в 1945-м.
Ветеран морской пехоты Стью Смит в своей колонке для Military.com пишет, что испытания Адской недели мало изменились на протяжении десятилетий — за последние лет 20 уж точно. Сам он начал готовиться к этой проверке на прочность еще во время учебы в Военно-Морской академии в 1991 году.
Многие его однокашники тоже мечтали попасть в SEAL, но незадолго до подачи заявок узнали, что четверо кандидатов сошли с дистанции именно во время Адской недели. «Мы были в шоке — мы знали этих ребят и считали их крепкими и несгибаемыми, как стальные гвозди. Если они отказались, то мы-то как?» — вспоминает Смит. По его словам, некоторые курсанты передумали подавать заявки, услышав эту историю. В конечном счете от их академии набралось 50 желающих, а мест им выделили всего 20.
Они готовились к Адской неделе вместе — тренировались на холоде, поздно ложились спать и меньше спали, увеличивали силовую нагрузку, выполняли упражнения, требующие сочетанной физической и интеллектуальной силы. Их преподаватель Рик Блэк, сам из «котиков», сказал им: «Адская неделя — это как удар по яйцам. Вы, конечно, можете бить себя по яйцам хоть год, но быть к этому готовым невозможно».
Смит утверждает, что поначалу им с товарищами было даже интересно. Понимая, что большинство из них останутся за бортом, они активно конкурировали друг с другом в честных состязаниях, стараясь превзойти сильнейших. «Каждый день были какие-то маленькие победы, которым мы радовались. Были и поражения, которые мы тщательно анализировали и старались сделать выводы, чтобы больше такого не повторялось», — вспоминает ветеран.
В учебку собрались 120 кандидатов, но до Адской недели дошли менее 90 из них. Парни каждый день выбывали по каким-то причинам: слишком холодно, перебор со стрессом, много отжиманий, много бега, очень много воды. Начало самого тяжелого испытания возвестил грохот холостых выстрелов и взрывы светошумовых и дымовых гранат.
«Первые полчаса мы держались как можно ближе друг к другу. Мы уже стали как родные после долгих тренировок и бок о бок побежали к воде. Инструкторы орали на нас в мегафоны, давая указания. Мы были все в песке, постоянно захлебываясь соленой морской пеной. Вокруг все время гремели взрывы и сверкали вспышки. Всю неделю мы «не просыхали» — сейчас это звучит как шутка. На самом деле это нелегко — провести семь суток в мокрой холодной одежде. Чтобы не сорваться, мы пели песни хором», — рассказывает Стью.
Они потеряли 40 человек, которые не выдержали испытаний. «Нас кормили очень скудно, фактически держа впроголодь, каждые шесть часов. Эти шестичасовые интервалы были как ориентир, мы ждали следующей кормежки, надо было дотерпеть до нее. Это было важнее и эффективнее, чем считать ночи и дни. Правда, несколько раз прием пищи откладывали часа на четыре— нас заставляли вместо еды бегать с лодками на головах, отжиматься и качать пресс в полосе прибоя, захлебываясь водой, и выполнять другие задания», — поделился Смит.
По его словам, самыми сложными испытаниями были командный бег с лодками на поднятых руках, при котором постоянные удары головой о борта сочетаются с колоссальной нагрузкой на мышцы шеи, эстафеты ползком в полосе прибоя и постоянное пребывание на холоде. «Сколько бы раз я ни бывал в Коронадо во время Адской недели, там всегда лил дождь, не переставая. Дни еще могли быть более-менее теплыми, но ночи всегда стояли холодные», — отмечает бывший морпех.
Он шутит по поводу того, что из-за холодного дождя и воздуха было не так тяжело нырять в морские волны — они казались намного теплее. «Но все равно ты был постоянно мокрый, постоянно замерзший и не переставал дрожать. Надо было поглощать все калории, которые тебе давали, поэтому мы съедали все подчистую, а если кто-то по какой-то причине отказывался от части своей порции, делили эту часть и тоже съедали», — говорит мужчина.
Он признает, что во время Адской недели у него и других кандидатов возникали галлюцинации, а многие засыпали стоя, продолжая при этом разговаривать друг с другом, и покатывались со смеху, когда в этих беседах сон причудливо переплетался с явью. «Иногда перед глазами прямо во время испытаний мелькали мультики, а в разных предметах виделись живые существа. Одному из ребят везде чудились стены, он на них натыкался и падал прямо посреди пляжа», — делится Стью.
С особой «теплотой» он вспоминает «кругосветку» (так ее называют) — лодочную гонку на веслах, которая стартует в бухте базы ВМС Коронадо, продолжается в открытом море и заканчивается возле контрольного пункта на юге. Те, кто пройдет дистанцию раньше всех, могут отдохнуть и поспать, пока подтягиваются остальные, поэтому все выкладывались по полной. «Мы пришли первыми и проспали на песке, прижавшись друг к другу, часа два. Это был самый крепкий сон в моей жизни», — с улыбкой говорит Смит.
Еще одна сложность Адской недели, по его словам, — это необходимость включать отупевший от нагрузок мозг. «Через несколько дней вы переходите в режим зомби, а тут вдруг начинаются испытания, для которых требуется быстро соображать. Например, командам дают задания, которые надо выполнять в условиях скрытности, прячась друг от друга и инструкторов. Победителям разрешают погреться возле огромного костра, а если кто-то из ваших ребят мастак рассказывать анекдоты, над которыми инструкторы будут смеяться, то вы даже почти успеете высушить свои шмотки», — шутит Стью.
Все они страдали от холода, обезвоживания и повреждений кожи, натертой мокрой соленой тканью и песком, но, по словам Смита, испытание прошли те, кто сумел переключить свое сознание и изменить восприятие происходящего. «Все зависит от вашего мышления. Адская неделя учит вас тому, что человеческое тело на самом деле в десять раз сильнее, чем позволяет ему разум», — утверждает бывший морпех.