Речь идет об уникальной разработке РД-180, непревзойденной по эффективности и надежности, которой в США уже давно пытаются создать аналог, но не могут.
Глава российской госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин предложил американским астронавтам впредь летать в космос «на своих метлах», потому что, по его словам, в сложившейся ситуации — когда США вводят против РФ нелигитимные санкции — Россия больше не может снабжать их «нашими лучшими в мире ракетными двигателями».
«Пусть они летают на чем-то еще, своих метлах, не знаю на чем. Но, по крайней мере, наши поставки мы замораживаем», — заявил Рогозин в эфире телеканала «Россия-24». Это уже вторая метафора, используемая чиновником в адрес американской космической отрасли: в 2014 году он, тоже комментируя тему санкций, утверждал, что НАСА придется запускать своих астронавтов в космос «на батуте». Это высказывание было воспринято как шутка, которую в последующие годы неоднократно повторял Илон Маск — например, в 2020 году, когда ему удалось успешно запустить свой «батут» Space X. «Батут работает!» — написал тогда бизнесмен в Twitter.
В конце 2020 года Рогозин вновь вернулся к этой метафоре и обвинил американцев в том, что они не ценят конструктивное сотрудничество с российской стороной в космической сфере (тогда США как раз ввели санкции против «Прогресса»). «Теперь, получается, у наших американских коллег вновь батут заработал, и первым делом они решили плюнуть в самарский колодец. Не рановато ли, коллеги, — вдруг опять ваш батут порвется и придется вновь из нашего колодца свою страсть к космосу удовлетворять?» — возмущался тогда глава «Роскосмоса».
Теперь положение куда серьезнее, но Рогозин остается верен себе, шутя про полеты на метлах. Несколько дней назад, кстати, источник в ракетно-космической отрасли рассказал журналистам, что в связи с санкционным давлением глава «Роскосмоса» решил урезать себе зарплату на 30%. Аналогичные ограничения наложены и на других топ-менеджеров госкорпорации.
Тогда же Рогозин предупредил, что «Роскосмос» будет «жестко отвечать» на западные санкции определенными контрмерами и продолжит развитие российской космической отрасли во что бы то ни стало, поскольку у него по-прежнему остается «масса иностранных заказчиков», а уже запущенные и благополучно функционирующие спутники защищены от «попыток шантажа со стороны государств Запада».
История взаимодействия между США и РФ в космической сфере богата и полна превратностей. Начав санкционный прессинг Москвы, Вашингтон неоднократно выражал намерение отказаться от закупок российских ракетных двигателей РД-180. Минувшей осенью Рогозин сообщал, что американцы накопили у себя определенный запас поставленных Москвой двигателей и начали работать над созданием собственного их аналога. Тогда глава «Роскосмоса» выражал уверенность, что эта работа не приведет к успешному результату, и Штатам все равно придется сотрудничать с Россией.
РД-180 — это жидкостные ракетные двигатели (на кислороде и керосине), которыми, в частности, оснащаются американские двухступенчатые ракеты-носители Atlas V, выводящие на орбиту военные спутники и исследовательские аппараты NASA. Россия поставляет их Соединенным Штатам еще с 1990-х годов. Общий объем поставок с тех пор превысил 120 единиц.
РД-180 разработан на базе входящего в «Роскосмос» АО «НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко». Директор этого объединения Игорь Арбузов ранее заявлял, что особенностью российских ракетных двигателей, воплотивших в себе «лучшие конструкторские решения, технологии и материалы», являются «управляемый вектор тяги и возможность глубокого дросселирования (снижения давления) тяги в полете», а также умеренная стоимость и высочайшая надежность.
По словам Арбузова, за два с лишним десятилетия постоянной эксплуатации РД-180 ни один пуск не оказался аварийным, и «такой статистики нет ни у одного ракетного двигателя в мире, разработанного за последние 25-30 лет».
Эксперты с ним согласны. Научный сотрудник Института космических исследований РАН профессор Олег Вайсберг тоже назвал РД-180 не имеющим аналогов по эффективности и надежности. Он признал, что само техническое решение, которое легло в основу этой разработки, уже весьма давнее, но относится к разряду «вечных» — по крайней мере, подходящих для использования на протяжении многих десятилетий.
Директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберёзкин назвал РД-180 «автоматом Калашникова в космической отрасли», колоссальным достижением отечественной науки, заложившим основы развития космического ракетостроения в России на долгие годы вперед. По его словам, уникальной особенностью этого двигателя является его способность выводить на орбиту очень большую полезную нагрузку — а значит, он идеально подходит для использования с тяжелыми ракетами.
США уже несколько лет назад заговорили об отказе от использования РД-180 — не только за счет разработки собственных аналогов, но и путем вывода из эксплуатации ракет-носителей Atlas V, на которые устанавливается российская продукция. Предполагается, что они перестанут использоваться «в середине 2020-х годов», то есть буквально через пару-тройку лет.
На замену этим тяжеловесам Boeing и Lockheed Martin создают ракету Vulcan с жидкостным двигателем BE-4 на метане и жидком кислороде. Этот двигатель, разрабатываемый аэрокосмической компанией Blue Origin, как раз и должен стать той самой альтернативой российскому РД-180, о котором так уверенно говорят в Вашингтоне.
Однако первые «вести с полей» оказались не такими уж оптимистичными: американская разработка пока что демонстрирует меньшую эффективность, чем российский старый добрый двигатель, и уступает ему по целому ряду характеристик.
Даже в США эксперты в космической отрасли высказывают сомнение, что BE-4 реально можно будет использовать в ближайшие годы — если это вообще когда-нибудь станет реальностью. Наибольшие опасения вызывает у них фактор гипотетической аварийности: если РД-180 давно и прочно зарекомендовал себя как безопасный, с американским аналогом такой уверенности нет.
«Вполне вероятно, что показатели результативности и надёжности, достигнутые на данный момент при использовании РД-180, удастся воспроизвести лишь гораздо позднее 2030 года», — гласил экспертный доклад, обнародованный в США в 2019 году.
Российские специалисты относятся к попыткам заокеанских коллег скопировать их разработку весьма скептически. По словам Арбузова, это крайне нерационально — тратить уйму времени, сил и средств на создание того, что в России существует уже несколько десятилетий, вместо труда над чем-то принципиально новым.