В этой стране перестали скрывать планы Эрдогана и свои симпатии.
До сих пор только оголтелые оппозиционеры в Абхазии прямо говорили, что держат курс на Турцию. Тот же кандидат Адгур Ардзинба от таких взглядов официально открещивался, хотя и признавал, что никогда не был «пророссийским». Но его, что называется, «спалили» сами турки. И прямо пишут, как о том, что он представляет их интересы, так и о своих планах на будущее Абхазии.
Турецкое издание Harici откровенно признает:
«Адгур Ардзинба явно выступает за углубление сотрудничества с Турцией, что действительно может создать новые экономические и политические возможности для его страны».
Но заботятся они не о жителях республики, а о себе:
«Есть шанс, что новый президент в Абхазии, которая долгое время считалась сателлитом России и не признана миром, окажется полезен Турции».
Но подавать все будут, конечно, под соусом помощи республике:
«Турецкие инвестиции в Абхазию могут способствовать развитию инфраструктуры и созданию рабочих мест. Соперник Ардзинбы, критикует эту ориентацию, но не предлагает четкой альтернативы в международной политике, довольствуется общими заявлениями и продолжает сохранять свое направление в сторону России».
И предлагают Эрдогану немедленно вмешаться в выборы:
«В разгар этих дебатов поддержка Анкарой кандидатуры Ардзинбы дает абхазским избирателям важную возможность решить, хотят ли они, чтобы влияние Турции в регионе увеличилось в обмен на возможные экономические выгоды».
Политолог Сергей Мардан пишет по этому поводу:
«Стахановское построение Великого Турана не отменяет мечты некоторых озабоченных призраками османского величия турок о возвращении контроля над Сухум-Кале или даже Анапой. В Грузию они уже вошли. Достаточно посмотреть на Батум. Отчего не попробовать пролезть и в Абхазию. А ну как для местных скупающие недвижимость турецкие инвесторы окажутся интереснее и ближе российских».
А "Ридовка" считает, что «Турция ведет в Абхазии экономическую экспансию»: она вливает средства через НПО, отдельных политиков и СМИ:
«Программа Ардзинбы полагается именно на это — он убеждает свой народ, что экономическая помощь Анкары не только благотворна для Абхазии, но и безальтернативна. Адгур Ардзинба намерен сделать республику очагом турецкого влияния и разорвать связи с РФ».
Вот только православные абхазы вряд ли согласятся обменять эфемерные «экономические выгоды» на усиление исламского, турецкого влияния в своей стране.
К тому же, у России пока есть еще одно неоспоримое преимущество - признание независимости Абхазии. Плюс - надежда на то, что 91% жителей республики, которые выступают за сотрудничество с нашей страной, понимают: без России здесь не будет ни зарплат, ни пенсий, ни нормальной медицины. Не говоря уже о бесплатной для Абхазии электроэнергии, которую ее жители покупают по тарифам в разы меньшим, чем россияне.
Однако, протурецкие каналы злорадно пишут о том, что поддержка Москвы сыграет против кандидата, которого считают «пророссийским» – Бадра Гумба, и подтолкнет абхазов голосовать за того, кто видит будущее с Турцией:
«На самом деле таким беспрецедентным напором и давлением Москва делает Адгура Ардзинба лидером президентской гонки, и, скорее всего, именно он получит поддержку граждан и выиграет выборы. Если в Южной Осетии «поддержка Кремля» всегда тянет кандидата вниз, то в Абхазии тем более».
Вопрос в том, как поступить России, если выиграет протурецкий Ардзинба? Попытаться дать еще больше денег и электроэнергии, чтобы вернуть симпатии абхазов? Или махнуть рукой: пусть турки дают им паспорта, свет, бюджет, пенсии, обращают в ислам и ведут в «светлое будущее» Великого Турана?