Украина, похоже, готовит газовую революцию. Новый законопроект, который одобрен Верховной Радой в первом чтении, позволит Украине расчленить национальную нефтекомпанию, породив 2 отдельных и самостоятельных бизнеса: газопровод и подземные газовые хранилища. И продать инвесторам из Европы и США. Эксперты считают, что всю ответственность Украина за транспортировку газа взваливает на иностранцев, провоцируя их на конфликт с Россией из-за поставки газа.
Инвесторам готовы отдать 49 процентов акций, остальная часть остается в государственной собственности.
Украина хочет, чтобы Европа, США и Россия договорились о транспортировке газа по ее газопроводу, а она будет стоять в стороне и потирать руки в ожидании дивидендов.
При этом Украина даже мысли не допускает, чтобы сделать Россию акционерами своей газотранспортной системы. Как заявляет руководитель «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев, это даже не обсуждается. Так откуда у Украины уверенность, что Россия согласится прокачивать свой газ по украинско-европейско-американской трубе? Оказывается, только шантажом. Недаром Коболев отметил: не будет транзита – не будет ни инвестиций, ни модернизации, а транзит может гарантировать только «Газпром». Выходит, западные инвесторы должны уговорить, считай надавить на Россию, чтобы она не отказывалась от транзита.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в интервью «Взгляду» сказал, что Украина хочет, чтобы покупатель закупал российский газ на границе с Россией, а не на границе с Украиной или на территории Европы, как это происходит сейчас.
Специалист отмечает положительную сторону такого момента: если Украина начнет воровать газ, как она это делает постоянно, «Газпром» это уже не будет волновать, так как он свой товар передал на российско-украинской границе, а что с ним стало потом – дошел до покупателя или нет, его не касается. Это будет головной болью ЕС.
При сложившемся раскладе Россия вряд ли захочет стать инвестором украинской газотранспортной системы.
Гривач считает, что и ЕС, и США украинская газотранспортная система нужна только с российским газом. А это значит, что для них инвестиции сомнительны. Конечно, ЕС пытается блокировать «Южный поток», но насколько это удастся, еще большой вопрос. А если прибавить сюда и газотранспортную систему, которой уже 35 лет и которая нуждается в основательной модернизации и ремонте, то вообще надо серьезно подумать.
Поэтому пока принципиального согласия европейские компании не дали: дескать, принимайте закон, а там посмотрим.
У украинских и российских экспертов нет разногласий в одном вопросе: они сомневаются, что даже после принятия закона западные инвесторы захотят вкладываться в украинскую инфраструктуру. На сегодня долг «Нафтогаза Украины» 6-7 миллиардов долларов, компания в кредитах как в шелках, а если приплюсовать сюда еще и долги России за газ, то нетрудно представить, что на нее найдется желающий.
Более того, вряд ли и у России появится желание прокачивать свой газ, если в списке инвесторов ее не будет.
Но Украина, наверное, думает, что ей все-таки удастся совершить такую газовую революцию, забывая, что это не Майдан.
Самое интересное: