На сносе монумента, посвященного героям, спасшим мир от фашистской угрозы, настаивают не кто-нибудь, а кишиневские академики, которые считают, что на освободившемся постаменте перед зданием Академии наук лучше бы смотрелся монумент… румынскому языку.
«Такой монумент в форме книги гармонировал бы со зданием АНМ» - утверждает президент Академии наук Георге Дука. Он считает, что почитание советского Воина-освободителя – дело давно минувших дней, «никому не нужная история». Куда лучше увековечить румынский язык, недавно утвержденный Конституционным судом в Молдове как официальный (но не слишком распространенный в народе, где в ходу диалекты молдавского).
С Дукой согласны его коллеги и подчиненные. Академик Николае Дабижа ссылается на решение Парламента Молдавии, принятое в 1989 году, о демонтаже памятников тоталитаризма и предлагает если не снести, то убрать памятник Воинам-освободителям куда-нибудь поближе к Ленину, а на освободившееся место действительно установить «книжку».
Совсем не против сносов и перестановок президент Молдовы Николай Тимофи, потому что, по его же словам, ему «очень уж хочется, чтобы в Молдове появился памятник румынскому языку». Впрочем категоричных решений Тимофи побаивается и перекладывает ответственность на «специалистов, работающих над данным вопросом». Те и решат, куда же деть монумент.
Что интересно, такую «дань» памяти советской армии власти готовы воздать в преддверии важной даты – снос одного из самых значительных монументов Победы случится в год 70-летия со дня избавления от фашистской угрозы. В военные годы республика была захвачена румынами (в тот период союзниками Германии). Из-за бомбежек в столице практически не осталось целых зданий, были разрушены многие памятные места и шедевры архитектуры. Возможно, именно поэтому далеко не каждый молдаванин поддерживает идею о сносе памятника Воинам – освободителям. Народ готов бунтовать.
Отстоять национальное достояние общественные организации собираются на митинге 27 марта, когда стартует Ассамблея Академии наук Молдовы. Люди готовы сутками дежурить возле памятника, дабы защитить его от всевозможных посягательств.
Во многом такое безразличие молдавского руководства к судьбе монументов Победы предсказуемо – у страны нет и не было какого-то конкретного мнения по данному вопросу. Молдавская делегация в ООН почти 10 лет не может присоединиться к резолюции, порицающей героизацию фашизма. Алексей Тулбуре, экс-представитель Молдовы в ООН, отмечает, что Кишинев, как правило, бездумно соглашается с позицией Евросоюза. Так как резолюция представляет теорию, согласно которой в странах Европы (в особенности в Балтии) возрождается фашизм и нацизм, ЕС достаточно сдержан в оценках документа.
Турбуре предполагает, что у резолюции против героизации фашизма больше шансов на принятие, если авторы откроют глаза участникам Организации и общественности на растущие реваншистские настроения во многих странах Европы, в том числе на территории РФ. А Молдова смогла бы поспособствовать продвижению документа, заговорив о местных случаях нетерпимости и ненависти на национальной и религиозной почве.
В материале о судьбе одного из главных памятников Победы Аиф ссылается на писательницу Елену Шатохину, которая, характеризуя происходящее, говорит, что «Молдавия сегодня – полупарализованный субъект, прогнувшийся под гнетом межнационального противостояния, «языковым вопросом» и попытками перекроить историю, прежде всего Второй мировой войны». Можно провести аналогию с Украиной, где также толпа сносила одни памятники, а на их место ставила другие. И в той, и в другой стране заигрывают с историей, не могут «разобраться» с русским языком. То ли Молдова настроена на «оранжевую» когда-то Грузию, то ли на «коричневую» сегодня Украину? Куда мы идем?
Самое интересное: