Аналитики Bloomberg насчитали несколько отличий текущего кризиса от рецессии 14-летней давности, негативные последствия которой не преодолены до сих пор.
Небывалый кризис, который сегодня переживают США и другие развитые страны, может стать затяжным, тяжелым и непредсказуемым. И то, что происходит сейчас в мировой экономике, не похоже на кризис 2008 года. Как отметил обозреватель Bloomberg Джо Вайзенталь, это совсем другая среда со своим набором стрессов и болевыми точками. Эксперт насчитал несколько кардинальных отличий от кризиса 2008 года, названного в свое время «Великой рецессией». Аналитики считали кризис 14-летней давности чуть ли не самым тяжелым после «Великой депрессии» (1923-1933 г.г).
Инфляция
Обесценивание денег из-за высоких цен на товары и услуги по всему миру достигло уровней, которых не было на протяжении многих десятилетий. Западным СМИ только и остается, что информировать население об очередном рекордном уровне инфляции. В частности, такие издания, как Politico и CNN сообщают о тяжелом положении экономики США. Некоторые эксперты говорят о приближении «экономического урагана». Так, глава Tesla Илон Маск заявил, что у него «супер-плохое предчувствие» касательно рецессии. При этом эксперты признают, что рекордную инфляцию американские власти обуздать не в состоянии. Не помогает даже попытка американского президента Джо Байдена свалить все на российского коллегу Владимира Путина.
Не лучше обстоят дела и в других странах. Рекордный рост цен наблюдается в Европе. Впервые столкнулись с инфляцией и жители Японии и Швейцарии, тогда как ранее вообще не знали, что это такое.
Безработица не проблема
В отличие от кризиса 2008 года с его высоким уровнем безработицы, в США сейчас рынок труда отличается стабильностью. Сегодня уровень безработицы составляет 3,6%, тогда как после 2008 года она несколько лет держалась на уровне 8%.
Стресс в Европе
14 лет назад экономический кризис ударил лишь по периферийным странам Европы. Германия же была на подъеме, помогая другим выстоять. Сегодня именно ФРГ оказалась в эпицентре экономического урагана. И все из-за резкого роста цен на энергосырье, из-за которого промышленность страны несет большие убытки, а некоторые производства и вовсе готовятся к закрытию. После кризиса 2008 году немецкому правительству удалось быстро поставить страну на ноги, и уже к 2012 году у ФРГ было положительное сальдо торгового баланса. Сейчас - дефицит. И обозреватель не видит другого европейского государства, способного как ФРГ вытащить страны ЕС из кризиса или хотя бы подстраховать.
Покупательская способность
Несмотря на то, что люди стали меньше покупать, но показатели благополучия потребителей гораздо лучше, чем это было в кризис 2008 года, когда люди экономили буквально во всем. Напомнили эксперты о том, что показатели неплатежеспособности начали расти в 2006–2007 гг., что и стало одной из причин финансового кризиса. Такая ситуация длилась несколько лет. Но сейчас подобного нет, уточняет издание bcs-express. «Сейчас мы по-прежнему ничего подобного не наблюдаем», — констатирует аналитик.
Промышленное производство
Удивили аналитиков и высокие темпы промышленного производства в США. Более того, оно продолжает расти. Тогда как с начала 2008 года промышленное производство падало.
Ситуация с зарплатами
Согласно данным Федерального резервного банка Атланты, рост зарплат низкооплачиваемых работников в США намного превышает увеличение окладов высокооплачиваемых категорий служащих. Ничего подобного не было после 2008 года. Другой вопрос, что прибавка «съедается» инфляцией, но, тем не менее, в отличие от экономического кризиса 2008 года у американцев есть и работа, и зарплата на необходимое.
Цены на недвижимость
Особенно большая разница в сравнении с 2008 голом заметна в сфере жилой недвижимости. Цены на жилье в США начали падать с 2006 года, то есть задолго до краха 2008 года. Сегодня на рынке жилья наблюдается снижение, но пока еще значимые национальные показатели цен на жилье не меняются.
Долговой кризис
Глобальный спад 2008 года спровоцировал сильный долговой кризис в странах европейской периферии. И сегодня такие государства, как Италия, продолжают платить более высокую цену за займы на рынке облигаций, чем Германия. Хотя по сравнению с прошлым десятилетием, благодаря мягкой политике Европейского Центробанка, ситуация спокойная.
Новый денежный суверенитет
Если в прошлый кризис мир страдал от нехватки денег, да так, что правительства не могли выполнять свои финансовые обязательства перед гражданами, то сейчас у стресса другая причина. Как пишет обозреватель, сегодня куда важнее реальные вещи. Под ними Вайзенталь понимает, в первую очередь, энергию.
«Энергетический суверенитет — это новый денежный суверенитет», — подчеркивает аналитик.
Вывод, к которому пришли аналитики издания, отметив специфику нынешнего кризиса: мировая экономика может впасть в спад. Но даже если Национальное бюро экономических исследований не станет объявлять об этом официально, мир тем не менее стоит на пороге серьезного экономического стресса. И хотя условия сильно отличаются от тех, что были в «Великую рецессию», но избежать экономический кризис не удастся никому. А вот сложность как раз и заключается в том, что нынешний кризис так непохож на предыдущий, и значит требует новых подходов для выхода, а с этим пока у специалистов полный туман.
Некоторые эксперты считают, что кризис усугубили антироссийские санкции. Запад проигрывает в экономической войне с Россией, антироссийская коалиция в экономическом плане теряет больше, чем могла спрогнозировать. И уже ни для кого не секрет, что некоторые европейские страны предстоящей зимой столкнутся с серьезными энергетическими трудностями из-за эмбарго на российские энергоресурсы.