Выбор у потребителя существенно снижается, а цены остаются запредельными – можно ли надеяться на изменение ситуации.
23 ноября глава Минпромторга РФ Денис Мантуров и мэр Москвы Сергей Собянин запустили серийное производство нового городского кроссовера «Москвич 3». Автомобиль станет первой массовой моделью завода, вновь открывшегося под российским брендом. Обещает порадовать новинками и «АвтоВАЗ». Но все это происходит на фоне стремительного падения продаж машин по стране, ухода импортных производителей и сохраняющихся запредельных цен: салоны не снижают их даже при укрепившемся рубле и снизившемся спросе. Что же в итоге готовит нам авторынок в ближайшей перспективе? На чем будем ездить в 2023-м?
С началом санкций, уходом западных производителей и резким скачком цен, авторынок России обвалился на 60,8%. И падение продаж все еще продолжается. Любопытно, что автосалоны всеми силами пытаются противостоять законам рынка: и не реагируют на падение спроса корректировкой цен. Хотя, казалось бы, доллар и евро, взлетевшие в феврале, давно пришли в норму.
В этой ситуации специалисты пока не видят вариантов, при которых авторынок начнет существенно расти. Восстановление ему эксперты предсказывают только к 2028-2029 гг. С учетом, как стремительно сейчас происходят политические и экономические изменения, точность подобных прогнозов вызывает существенные сомнения.
Пока же запасы иномарок европейских брендов на складах автосалонов заканчиваются. Ввоз машин автоконцернов Renault, Skoda, Volkswagen не осуществляется. Есть Mitsubishi, Mazda, Nissan, Toyota, Kia. Однако их стоимость крайне высока. На чем же будем ездить в ближайшие годы? Какие авто покупать?
Вот, скажем, заработал московский автозавод. Он предложит нам городской кроссовер «Москвич 3» с бензиновым турбомотором (1,5 л, 150 л.с., 210 Н·м) в паре с автоматической трансмиссией CVT или 6-ступенчатой механической коробкой передач. Его начнут продавать в Москве в январе, по всей России - в марте 2023 года.
«Москвич 3» и его электрическая модификация «Москвич 3е» представляют собой перелицованные версии китайских моделей Jac JS3 (бензиновая версия) и JAC iEVs4 (электрическая версия). Ну, то есть раньше автомобили копировали китайцы. А теперь мы будем выпускать копии китайских копий.
Официальная цена на новый «Москвич 3» объявлена не была. Однако, по предварительной информации стоимость новинки должна стартовать в районе 2 млн. рублей. Если так, то решение будет нестандартное: ведь оригинал в лице Jac JS3 можно приобрести на 200-300 тыс., а то – и 500 тыс. дешевле. Вряд ли гордость за отечественный автопром, сумевший скопировать китайский кроссовер, убедит многих переплатить такую сумму. А, значит, надеяться, что машина выбьется в лидеры рынка – пока не стоит.
«АвтоВАЗ» тоже собрал первый тестовый автомобиль Lada Vesta NG, серийное производство которого должно быть возобновлено весной 2023 года. Предварительно, обновленная Lada Vesta будет стоить от 1 630 000 руб. в версии седан. А цена универсала составит более 1,8 млн руб. Назвать это доступной ценой сложно. Хотя, скорее всего, ценник будет еще выше. Не так давно за эти деньги было можно взять базовый Фольксваген Пассат или Тойота Камри. Готовы ли россияне платить эту же сумму за отечественное авто? Увидим.
Стало известно, что китайский государственный автомобильный концерн BAIC и российский «Автотор» ведут переговоры о сборке автомобилей на заводе в Калининграде. «Автотор» лишился прежних партнеров после начала спецоперации на Украине. В марте ушел немецкий BMW, а в октябре - корейские Hyundai и Kia.
Если сумеют договориться, есть шанс, что на рынке появятся авто по вполне доступным ценам (при условии, конечно, что автосалоны опять не попытаются выжать из населения сверхприбыли). Скажем, в Китае паркетник Beijing X3 от BAIC с бензиновым двигателем объемом 1.5 литра с турбокомпрессором, мощностью в 150 лошадиных сил продается от 570 до 840 тыс. руб., в зависимости от комплектации. А нелицензионная копия легендарного Mercedes-Benz G-class - полноприводный внедорожник BAIC BJ80 с моторами в 2.3 и 3.0 литра мощностью 231 и 280 «лошадей» стоит от 2,8 млн. руб.
Судя по всему, именно китайские легковые машины в ближайшие годы станут основной продукцией среди «иномарок» российского рынка авто. Их ввоз в Россию в октябре по сравнению с январем на 27%. А общий объем импорта автомобилей из Китая за январь – октябрь 2022 г. на 31% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Грузовиков, кстати, завезли вообще в 3,5 раза больше, чем за 10 месяцев 2021-го.
Пока в еще сохранившихся продажах по России лидируют бюджетные модели «АвтоВАЗа». Их доля сейчас составляет порядка 42% легковых авто. Последний раз так высоко они взлетали аж в 2005-м! После 2007-го выше 30% доля Lada не поднималась.
Следом за «АвтоВАЗом» идут Haval, Chery и Geely. Потом корейские Kia и Hyundai. На седьмом месте китайский бренд EXEED. Затем французский Renault, который скоро пропадет из десятки лидеров продаж, т.к. его авто банально заканчиваются. Потом японская Toyota и российский УАЗ.
Если же говорить конкретно по моделям, то, по данным «Автостата», самый покупаемый автомобиль в России сейчас – Lada Granta. За ним с большим отрывом идут внедорожники Lada Niva Travel и Lada Niva Legend.
И только потом в модельном рейтинге располагаются «китайцы»: Chery Tiggo 7 PRO, Haval Jolion и Geely Coolray. Автомобили семейства Lada Vesta уступают китайцам и занимают седьмую строчку. Далее идут кроссовер Haval F7 и Geely Atlas Pro. Замыкает десятку лидеров УАЗ «Патриот».
Впрочем, уже в следующем году есть шанс на то, что российский рынок легковых авто могут ждать изменения. К нам готовятся зайти производители из Ирана. На примере БЛПА и ракет из этой страны можно уверенно сказать: качество будет конкурентным. Вопрос – в цене.
Итак, что же готовы предложить нам персы? Ожидается, что уже к весне 20223-го на рынок выйдут Iran Khodro и Saipa Shahin.
Iran Khodro -компания огромная, и по праву называет себя крупнейшей на Ближнем Востоке. Согласно официальным данным, производственные мощности шести площадок IKCO превышают миллион автомобилей в год — это больше, чем у АвтоВАЗа.
Самые интересные для нас модели - под собственным брендом Iran Khodro. Например, Iran Khodro Tara 2022 на платформе французского Peugeot 301. Это 4,5-метровый пятиместный седан, который на российском рынке вполне сможет конкурировать с отечественной Вестой. Для модели заявлен один силовой агрегат – 1.6-литровый атмосферный двигатель мощностью 113 л. с. Его комплектуют механической (5-МКПП) либо автоматической (6-АКПП) трансмиссией. В августе 2021 года, когда седан Iran Khodro Tara впервые демонстрировался перед московской публикой, производитель заявлял, что цена самой дорогой версии на «автомате» составит не более 1,1 миллиона рублей. Актуальные цены еще не назывались.
Плюс, скоро у Iran Khodro должен появиться первый собственный кроссовер по имени Rira. Старт производства намечен на 2023 год.
Иранский Saipa Shahin также составит конкуренцию Лада Веста. Его презентовали в августе в Москве. Автомобиль оснащается 1,5-литровым турбированным двигателем, развивающим 110 л.с. мощности. Пару мотору составляет 5-ступенчатая «механика» или вариатор. В Иране стоимость седана Saipa Shahin начинается от 12 000 долларов (около 718 000 рублей).
Кстати, вслед за падением продаж, в крупных городах России стали закрываться автосервисы. Причина заключается в падении спроса на услуги и нехватке запчастей. В этом году в Москве прекратили свою деятельность 300 станций техобслуживания (СТО), в Санкт-Петербурге 150, в Нижнем Новгороде -13 предприятий, а в Томске – 15.