Судмедэксперты признали Ильмиру Гарданову вменяемой, но указали на задержки в ее развитии.
Бывшая многодетная мать из Тукаевского района Татарстана получила 13 лет колонии за убийство семи родственников, в том числе четырех своих детей. Такой вердикт сегодня вынес Верховный суд республики.
Местом трагедии стала деревня Саитово, где днем 18 июня 2023 года и произошел пожар в доме Ильмиры Гардановой. Мать женщины, ее брат, муж и четверо детей навсегда остались внутри: когда спасатели справились с огнем, спасать было уже некого.
«Она сперва так и не смогла зайти в дом через дым, а после спокойно сидела на лавочке и смотрела на все это. Спокойной она была и потом, когда из дома по очереди вынесли всю заживо сожженную семью, изуродованные огнем трупы детей. Спокойна она и здесь, на судебном заседании», - заявил представитель обвинения.
По версии следователей, Гарданова задумала устроить губительный пожар после постоянных ссор с пьющей матерью, которая корила дочь за беспорядок в доме и запущенность детей. Семья считалась неблагополучной, а подозреваемой несколько раз грозили лишением родительских прав.
На пепелище нашли следы горючего вещества и три очага, на этом основании был сделан вывод, что женщина «дождалась, когда все члены семьи уснут (хотя дело происходило днем), а затем разлила в гостиной заранее приготовленную жидкость и чиркнула спичкой», после чего отправилась кормить кур.
«Я дом не поджигала, у меня умысла не было», - заявила Гарданова в последнем слове и села на место.
Ее адвокат указывал на отсутствие прямых доказательств вины и называл выдвинутую версию «полученной методом исключения других». Из восьми присяжных только один встал на сторону подозреваемой, остальные признали ее виновной, но заслуживающей снисхождения. Именно поэтому Гарданову и не приговорили к 20 годам колонии, которые запрашивал прокурор. Она получила 13 лет лишения свободы в колонии общего режима, с последующим ограничением свободы на 1 год.
Многие жители Татарстана требовали пожизненного срока для женщины, но таковой российским УК не предусмотрен, как и содержание в колонии строгого режима.
«По Конституции мужчина и женщина равны, но женщину нельзя посадить пожизненно. Я был бы рад, если бы прокуратура вышла с жалобой в Конституционный суд и подняла этот вопрос», - написал Рушан.