Большинство жертв современной работорговли в Великобритании попали туда из Румынии. Они юны и беззащитны, каждый их шаг контролируется, их постоянно бьют.
Когда Елену нашли, она была избита до полусмерти, а потом обгорела: люди, которые хотели от нее избавиться и скрыть следы преступления, пытались ее сжечь. Медики в Уэст-Мидлендсе (Великобритания), когда девушку привезли в больницу, удивлялись, что она до сих пор жива, и давали ей не более 48 часов. Но она не только выжила, но и нашла в себе силы заговорить — рассказать обо всем, что ей пришлось пережить, и по чьей вине.
«Нас было три девушки — я и еще две. Каждый день мы делали одно и то же — спали с разными мужчинами, иногда их было по двадцать, иногда меньше. Хуже всего были клиенты, принимавшие наркотики, они могли мучить нас по пять-шесть часов», — говорит Елена в кадре документального фильма «Секс-рабыни по соседству», который сняла телерадиокомпания ВВС.
В каждом британском городе идет торговля людьми — точнее женщинами. Если еще точнее — их телами. Фразу «по соседству» в названии фильма следует понимать буквально: притоны, где можно купить услуги секс-рабынь, могут находиться на тихих улочках в приличных районах, неподалеку от парков и детских площадок. Тайные бордели выглядят как респектабельные дома, аккуратно отремонтированные, чтобы не привлекать к себе внимания властей.
Рабыни, которых там используют, — это обычно молодые или даже юные уроженки Румынии. Елена говорит, что зарабатывала своим телом «тысячи долларов в день», но все эти деньги забирал у нее сутенер. Секс-услуги рекламировались в интернете, причем занимались «продвижением» сами девушки. Если кто-то из них плохо работал, наказывали всех, поэтому они шпионили друг за другом и чуть что — сразу жаловались «хозяину».
«За мной следили со всех сторон. Им было известно обо мне все — во сколько я ложилась спать, во сколько просыпалась, сколько денег получила и каким конкретно способом их заработала. У меня забирали все деньги», — говорит Елена.
В Великобритании секс-услуги разрешено оказывать лицам старше 18 лет, но нелегальные бордели — совсем другое дело. В период с апреля 2018 года по декабрь 2020 года в Англии и Уэльсе было зарегистрировано около 6 тысяч жертв торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, но завершено менее сотни уголовных дел: рабыни не сотрудничают с полицией, потому что их запугивают, а кто-то вообще исчез без следа.
Детектив Колин Уорд из полиции Большого Манчестера, который руководит специализированным подразделением по борьбе с современным рабством, говорит, что проблема в том, что власти знают только о верхушке айсберга. «У нас нет даже близкой к реальности картины того, сколько на самом деле жертв. Видимо, на тысячи и тысячи больше, чем нам известно», — говорит он.
«Я не могла ни ходить, ни ползать. Я собиралась умирать», — рассказывает Елена. Ее так называемый «бойфренд», из-за которого она покинула родину и отправилась в Британию на поиски лучшей жизни, бросил ее, когда она боролась за выживание после тяжелейших травм. У нее открылось внутреннее кровотечение, из-за которого девушка находилась на грани смерти.
Симона Лорд, которая работает в благотворительной организации по борьбе с современным рабством Medaille, вспоминает: «Я никогда раньше не видела никого в таком состоянии. Ее неоднократно избивали. Она была истощена. У нее были ожоги. На ее теле было множество ран. Из-за ее истощенного состояния кровотечение никак не останавливалось».
Но стойкость этой хрупкой девушки оказалась поистине железной. Сейчас она сотрудничает с полицией, чтобы помочь им поймать и привлечь к суду секс-торговца, который привез ее в Великобританию. Многие подобные ему заманивают своих жертв в ловушку, используя самые циничные методы.
Яна Матей руководит единственным в Румынии приютом для детей, ставших жертвами торговли людьми, — и, по ее словам, преступные группировки используют метод ловли «на подсадную утку». Другие дети, которые уже стали секс-рабами, получают задание — ходить по игровым площадкам и прочим местам, где собираются несовершеннолетние, и выискивать там подходящие «мишени». Вербовщики не всегда юны: иногда это мужчины в возрасте, у которых глаз наметан на подростков-отщепенцев, чувствующих себя одинокими, обделенных вниманием и потерянных.
«Это самый ужасный метод вовлечения девочек в сексуальное рабство. На школьных дворах «тусуются» вербовщики, они заговаривают с подростками, пытаясь затеять роман с кем-нибудь из юных девушек. У меня есть 13-летняя Даниэлла, которая до сих пор умоляет отпустить ее к 52-летнему любовнику. Периодически ей удается сбежать, и когда ее ловит полиция, она, не стесняясь, говорит им: «Я хочу пойти к нему, я люблю его, я не могу без него жить», — рассказывает Симона Лорд.
Торговцы людьми промывают мозги девочкам, а затем, когда они становятся старше, увозят их за границу для секс-работы. В румынском законодательстве есть «замечательная» лазейка: если подросток заявляет, что следует за взрослым по собственной воле и сознательному выбору, то даже семья не имеет право вмешаться и вернуть ребенка домой. При этом полиция страны постоянно заявляет, что не располагает достаточными ресурсами для розыска каждой пропавшей юной девушки.
Глава румынского полицейского союза ЕВРОПОЛ признает: «Каждый год у нас становится все больше и больше девочек, ставших жертвами современной работорговли. Полицейская система не просто перегружена — она сломана. У нас более 100 случаев исчезновения подростков в каждом округе, и такого рода случаи расследуют от одного до пяти полицейских. Что они могут сделать? Ничего».
В 2019 году румынская полиция подверглась жесткой критике после того, как проигнорировала призывы о помощи в деле пропавшей 15-летней Александры Масесану, которая была похищена в печально известном высоким уровнем преступности городе Каракале. Девочка сумела воспользоваться чьим-то сотовым телефоном, с которого трижды звонила в МВД и кричала, что ее украли, изнасиловали и избили. Один из офицеров сказал ей: «Я не могу всю ночь висеть с тобой на проводе. У нас и другие звонки есть».
Вызовы Александры отследили лишь 16 часов спустя. Стало известно, что девочка звонила из дома некоего Георге Динкэ. Полицейские приехали к этому дому, но еще 10 часов ничего не предпринимали, потому что ждали подтверждения информации. Когда они наконец вошли внутрь и заговорили с хозяином, тот сразу признался, что убил Александру и сжег ее тело. «От нее ничего не осталось. Мне даже нечего вам показать», — заявил мужчина.
Но мать Александры считает, что это неправда. По ее мнению, дочь жива — ее увезли за границу и продали в рабство.
Из-за такого отношения румынской полиции к похищению девушек секс-рабыни боятся связываться с правоохранителями и в Великобритании, поскольку проецируют на них полученный на родине печальный опыт. Они попросту не верят, что закон на их стороне.
В России случаи продажи девушек в секс-рабство — тоже не редкость. Так, в 2016 году две московские студентки под предлогом проведения фотосессии пытались «сбыть» свою несовершеннолетнюю знакомую некоему состоятельному мужчине. Полиция узнала о готовящейся сделке еще до ее проведения, поэтому в ресторане, когда подруги получили от «покупателя» 700 тысяч рублей наличными, их сразу же скрутили.
Годом ранее в столице завели уголовное дело на молодую пару, которая заводила дружеские отношения с юными девушками, намереваясь впоследствии их продать для оказания сексуальных услуг. Сделка, о которой правоохранители узнали заранее и организовали «контрольную закупку», тоже проходила в ресторане. Подозреваемые запросили 1,3 млн рублей наличными, при получении которых были задержаны.