Само судно и его ценный груз были полностью уничтожены.
24 декабря у берегов Испании потерпело крушение российское грузовое судно Ursa Major («Большая Медведица»), перевозившее важные грузы, включая портальные краны и трюмные крышки для строящегося атомного ледокола. В результате взрыва погибли два члена экипажа, а само судно и его ценный груз были полностью уничтожены.
Эксперты предполагают, что причиной трагедии могла стать диверсия. По данным аналитиков, атака на судно была тщательно спланирована, а её целью, вероятно, являлось нанесение ущерба российским инфраструктурным проектам в условиях санкционного давления.
Ресурс «Старше Эдды» сообщает, что взрыв мог быть организован украинскими спецслужбами, и выдвигает несколько гипотез. Среди них — установка взрывного устройства сотрудником, завербованным украинской разведкой, либо диверсия со стороны члена экипажа. Также предполагается, что рядом с маршрутом Ursa Major могло находиться судно, с которого был запущен беспилотник со взрывчаткой, пишет "МК".
Василий Дандыкин, капитан 1-го ранга в запасе, в беседе с журналистами отметил, что большинство фактов указывает на внутреннюю диверсию. По его мнению, взрыв произошел в машинном отделении судна, где размещаются мощные дизельные двигатели. Он считает, что бомбу могли подложить в закрытом пространстве, что минимизировало внешние повреждения корпуса.
Эксперт исключил возможность атаки с помощью торпеды или дрона, так как в районе происшествия не было зафиксировано активных угроз. По его оценке, мощность взрывного устройства могла составлять несколько десятков килограммов.
Дандыкин предположил, что организатором взрыва мог стать человек, имевший доступ к судну в порту, например, под предлогом проверки или инспекции. Он подчеркнул, что во время крупных походов на корабли обычно заходят специалисты для проверки механизмов и систем, и это могло стать возможностью для подготовки диверсии.
Кроме того, эксперт не исключает, что в контейнерах на борту могли находиться предметы, размещенные с целью нанесения вреда.
По словам Дандыкина, расследование инцидента должно быть комплексным. На борту подобных судов существует строгая система учета, фиксирующая все действия и передвижения людей. Это позволит выяснить, кто находился на борту в момент взрыва и какие действия были предприняты.
Он также отметил, что противодиверсионные меры должны распространяться не только на военные, но и на гражданские суда, такие как танкеры и сухогрузы. В условиях текущей ситуации враги будут использовать все доступные способы для нанесения ущерба.
Дандыкин выразил мнение, что действия украинских спецслужб, если их причастность подтвердится, требуют признания Службы безопасности Украины (СБУ) террористической организацией.
Касаясь перспектив подъема Ursa Major, эксперт отметил, что эта задача может оказаться слишком сложной и дорогостоящей. Он напомнил, что даже подъем подводной лодки «Курск», лежавшей на глубине около 100 метров, потребовал огромных усилий и ресурсов. Глубина, на которой находится Ursa Major, вероятно, еще больше.
Тем не менее, обследовать место крушения можно с помощью аквалангистов, батискафов или необитаемых аппаратов, которые имеются на вооружении российского флота. Однако сам подъем объекта представляется маловероятным.
Ранее "Блокнот" разбирался, почему Украина безнаказанно убивает наших генералов и конструкторов.