Авария произошла еще 29 мая, лишь накануне в Красноярском крае ввели режим ЧС федерального масштаба
Новость о масштабном разливе нефтепродуктов в Норильске прогремела накануне на всю страну после совещания с участием Владимира Путина, хотя само ЧП произошло еще в последних числах мая. Президент возмущался тем, что о нем “узнали из соцсетей” и задавался вопросом, все ли нормально со здоровьем у участников истории.
Авария произошла 29 мая. Из резервуара ТЭЦ-3 «Норильско-Таймырской энергетической компании» (НТЭК, входит в группу «Норильский никель») произошла утечка дизельного топлива. Как сообщили в компании, просели фундамент и опоры, на которых стоял резервуар с дизелем, и у него «оторвалось днище». Хранилище содержало более 21 тыс. тонн нефтепродуктов, которые попали в реки Далдыкан и Амбарная, а также практически во все их притоки. Согласно данным на 4 июня, общая площадь загрязнения составила 180 тысяч квадратных километров.
Экологический ущерб исчисляется миллиардами рублей. Согласно оценке Greenpeace, только водным объектам в Норильске нанесен урон более чем на 6 млрд.
Ликвидацией аварии сейчас занимаются специалисты всех профильных ведомств. Прибывший в Норильск глава МЧС России Евгений Зиничев заявил, что найдены решения и способы ликвидации разлива нефтепродуктов из-за аварии на ТЭЦ-3.
«Самый важный вопрос - каким образом будем ликвидировать утечку нефтепродуктов. Я думаю, что решение найдено. И мы его выполним», - сказал он, не став при этом уточнять, в чем заключается суть решения.
В свою очередь, в «Норильском никеле» заявили, что рассчитывают в течение 14 дней полностью удалить горючее с водных объектов Таймыра. Как пояснил журналистам вице-президент компании Сергей Дьяченко, это оценка специалистов, которых «Норникель» привлек для ликвидации аварии, основанная на прогнозе благоприятных погодных условий в регионе.
По факту произошедшей аварии уже возбуждено четыре уголовных дела. Последнее из них завел сегодня Следственный комитет - о халатности за несвоевременное информирование о ЧП. О возбуждении еще трех стало известно накануне вечером - по ч. 1 ст. 254 УК России (порча земли), ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) и ст. 250 (загрязнение вод).
На сегодняшний день есть только один задержанный по делу об утечке нефтепродуктов - это начальник цеха норильской ТЭЦ-3 Вячеслав Старостин. Как сообщает «Интерфакс», от дачи показаний он отказался. Сегодня суд отправил его под стражу до 31 июня.
Со вчерашнего дня в Красноярском крае введен режим чрезвычайной ситуации федерального масштаба из-за разлива топлива на ТЭЦ. Режим ЧС межмуниципального характера действовал в Норильске с 31 мая.
Препирательства по поводу того, кто виноват в том, что о масштабах бедствия стало известно от обеспокоенных пользователей интернета, выкладывавших в сеть фото с загрязненными реками, идут второй день.
Губернатор Красноярского края Александр Усс и министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев обвинили «Норникель» в замалчивании информации. МЧС якобы узнало обо всем только спустя два дня.
Однако в самой компании заявляют, что информацию о ЧП передали в единую дежурную диспетчерскую службу управления по делам гражданской обороны и ЧС администрации Норильска днем 29 мая - сразу же после того, как о случившемся было доложено диспетчеру самой ТЭЦ-3. Затем, как утверждается, в течение часа сведения были направлены в ситуационно-аналитические центры Минэнерго и «Системного оператора» (единый диспетчер энергосистемы России).
В то же время, по данным некоторых СМИ, информация о ЧП действительно была передана в МЧС сразу после аварии прибывшими на ТЭЦ пожарными. Они увидели утечку дизельного топлива и доложили об этом руководству. После этого МЧС связалось с НТЭК, но там якобы заверили, что помощь не нужна, и с аварией они справятся своими силами.