Эксперт дал прогноз о том, как в ближайшее время изменится материальное положение россиян
В шести российских регионах (Чукотском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Москве, Магаданской и Сахалинской областях) каждый пятый зарабатывает более 100 тысяч рублей, в то время как средняя зарплата по стране варьируется от 23 до 56 тысяч. О том, почему в ближайшее время зарплаты россиян неуклонно продолжат падать – «Блокноту» рассказал политолог Арсен Шаяхметов.
Опубликованный на днях очередной РИА «Рейтинг» по уровню заработных плат в России еще раз подчеркнул дифференциацию уровня жизни по стране. Распределение уровня оплаты труда сильно варьируется между регионами, группируясь вокруг локальных метрополий – крупных добывающих и промышленно-финансовых кластеров. На периферии часто оказываются соседние прилегающие регионы, из которых трудовые ресурсы и производственные возможности стягиваются в более благополучные условия, оставляя проигравшие конкуренцию регионы без потенциала для существования.
Наглядно прослеживается и зависимость от природной ренты. В первой «десятке» регионов лишь два представляют европейскую часть страны – Москва и Санкт-Петербург. «Двадцатку» в ряду сибирских регионов разбавляет еще Московская область. Остальные сосредоточены в зонах Сибири и Дальнего Востока – основных ресурсодобывающих и обрабатывающих субъектах (Чукотка, ЯНАО, Магаданская область, НАО, Сахалин, Якутия, ХМАО, Камчатка). Уровень зарплат в этих регионах традиционно высокий. Материальное стимулирование, к сожалению, продолжает быть основным фактором, привлекающим трудовую силу. Вместе с тем, не стоит представлять эту часть страны как мифическую землю Эльдорадо – условия жизни там очень тяжелые, а стоимость жизни – несравненно выше, чем в центральной России. Если вывести пропорцию между уровнем оплаты труда и получаемыми общественными социально-экономическими благами – восточная часть страны многократно теряет в привлекательности.
Другой момент – государство слабо стремится развивать другие экономические направления, повышающие престижность и потенциал этих регионов. Так, невероятно красивые места Камчатки, таежные леса Сибири, горные края Алтая продолжают быть известными только местным и туристам-дикарям. Не используется также научно-инновационный потенциал тех мест – тяжелые условия жизни всегда стимулируют желание облегчить существование в них. Применение инновационных технологий в этих регионах стало бы отличным стимулом и для молодёжи, и для финансово промышленных групп вкладываться в эти территории. Фрагментарные попытки проведения такой политики прослеживаются во Владивостоке – но сталкиваются с известными трудностями.
О диверсифицированном экономическом облике своего региона уже активно задумываются в Поволжье, Урале и в ряде регионов центральной России. Опыт Татарстана по развитию урабанизационного, туристического и IT-направлений уже широко известен в стране. Активное развитие Казани последних десятилетий предоставило ей негласный статус «третьей столицы России» – и это не случайно. Екатеринбург вместе со Свердловской областью также значительно нарастили свой туристический потенциал, перекрывая им сложившуюся криминогенную репутацию. Всерьез задумались о восстановлении утраченных экономических направлений, привлечении инвестиций и развитии рекреационного комплекса в Башкортостане – работа в рамках нацпроектов, сотрудничество с межрегиональными и международными партнёрами в транспортной сфере, активное строительство дорожной сети и брендирование республики, создание городских пространств и знаковых объектов позволили Башкирии войти в число 10 инвестиционно привлекательных регионов страны по версии АСИ и получить стабильный прогноз развития от FitchRating.
Не секрет, что основа устойчивости экономической модели федеративной страны – в сбалансированном и многопрофильном развитии региона. Государственная политика в целом пока обратном направлении – на создание суперкластеров и метрополий, вкупе с жесткой централизаций в Москве. Оттого мы и получаем сегодняшнюю асимметрию и турбулентность в развитии регионов, а, следовательно, и экономический провал. На фоне бушующей пандемии возможности субъектов и уровень жизни будет стремительно снижаться, регионы европейской части все сильнее – деградировать, объявляя себя то экономическими, то социальными банкротами, а в Сибири и на Дальнем Востоке относительно высокий уровень заработных плат уже не сможет стать существенным преимуществом жизни в слаборазвитых территориях.
Ранее «Блокнот» сообщал о том, что у миллионов россиян снизились зарплаты. Эксперты выяснили: это произошло из-за перевода людей в режим неполной занятости. При этом главным опасением работающих россиян является потеря стабильного дохода. Остаться без зарплаты боятся 62% граждан России, тогда как возможность увольнения и закрытие организации-работодателя тревожат только 19% и 6% респондентов соответственно, следует из результатов опроса сервиса «Работа.ру». Страхи россиян связаны с тем, что накопления на «черный день» есть далеко не у всех. 40% опрошенных сообщили, что не имеют никаких сбережений. «Финансовую подушку» на 3 месяца и более скопили только 13% опрошенных.
Россияне в среднем по стране хотели бы получать 92 тысяч рублей в месяц. Это выяснили социологи. Согласно данным экспертов, опросивших 6,7 тысяч человек старше 18 лет из всех регионов России, около четверти респондентов (26%) хотели бы зарабатывать от 100 тысяч до 200 тысяч рублей. При этом а менее 30 тысяч руб. в месяц устроили бы 4% опрошенных.
Специалисты указывают: размер желаемой зарплаты также отличается в зависимости от региона: так, москвичи назвали идеальной зарплату в 104 тысячи рублей, а в Нижнем Новгороде и Новосибирске — по 87 тысяч и 70 тысяч рублей соответственно. Кроме того, разной желаемая зарплата в среднем по стране оказалась для мужчин и женщин — 103 тысячи и 80 тысяч соответственно.