Игорь Коротченко предложил использовать их на принудительных работах по восстановлению Донбасса.
После начала сдачи в плен боевиков с «Азовстали» российские эксперты начали выдвигать версии о том, что делать с ними в дальнейшем. Политолог Игорь Коротченко призывает использовать «азовцев» для восстановления Донбасса. Спикер Госдумы Вячеслав Володин считает, что обменивать боевиков на наших военнопленных не стоит — их надо судить как нацистских преступников.
Утром 17 мая Минобороны официально сообщило, что с территории комбината «Азовсталь» за прошедшие сутки вышли и сдались в плен 265 украинских боевиков, в том числе 51 тяжелораненый. Раненых военных вывезли на автобусах в ДНР в больницу Новоазовска. Еще одну колонну с пленными отправили в населенный пункт Еленовка. Всего на территории завода могут оставаться свыше 2000 солдат ВСУ.
Как отмечает военный аналитик Борис Рожин, на 17 мая анонсирована сдача в плен еще одной группы бойцов ВСУ. «Размеры не ясны, но, возможно, будут по частям сдаваться в течение сегодня-завтра», — сообщил эксперт.
При этом официальный Киев надеется, что сможет обменять пленных «азовцев». По словам замминистра обороны Украины Анна Маляр, якобы для этого будет осуществлена процедура обмена. По мнению Рожина, все это попытка замаскировать полную капитуляцию «Азовстали».
«Это фактически анонс прекращения сопротивления. Официально по поводу обмена никто ничего не подтверждал с нашей стороны. Раненых увозят в Новоазовск, пленных — в Еленовку, в колонию. С той стороны (со стороны Киева — Прим. ред.) окончание существования мариупольской группировки пытаются объявить спецоперацией. Понятно, что это просто пропаганда», — рассказал военный аналитик изданию ФАН.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко также уверен, что никого обмена быть не должно. Он предлагает показательно судить «азовцев» и давать им вплоть до пожизненного срока заключения, а отдельных пленных использовать на работах по восстановлению Донбасса.
«Их статус - военнопленные, которым оказывается помощь. Дальше - лечение, установление причастности к военным преступлениям, после выздоровления виновным - суд и приговор (от 10 лет до пожизненного). Использовать на принудительных работах по восстановлению Донбасса - как пленных немцев после войны. Должны арбайтен! И никакого освобождения до отбытия полного срока. И миндальничать с ними не надо - питание, содержание, больничка - по нормам ФСИН. Вести внутрикамерные разработки - как положено. При попытке бегства - поступать соответственно», — написал эксперт в своем Telegram-канале.
О том, что военные преступники с «Азовстали» не должны подлежать обмену, заявил 17 мая спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин. «Нацистские преступники не должны подлежать обмену, это военные преступники и мы должны делать все, что они предстали перед судом», — заявил Володин. Председатель Думы отметил, что в случае обмена «азовцев» это будет представлено Западом как победа Украины.
После начала сдачи боевиков в плен к российским войскам «Блокнот» разбирался, почему украинцы радуются такой капитуляции гарнизона «Азовстали». Дело в том, что киевские власти пытаются представить происходящее как эвакуацию и четкое выполнение приказа. По разным соцсетям и телеграм-каналам они распространяют информацию, что Россия украинских «героев» подлечит и обменяет на своих пленных. Для боевиков даже термин соответствующий придумали «условно в плену».
На фоне сдачи в плен боевиков «Азова» замглавы МИД России Андрей Руденко заявил, что между Москвой и Киевом сейчас нет переговоров, они не ведутся «ни в каком виде». По его словам, Украина фактически вышла из переговорного процесса. Он также отметил, что Киев не ответил на российский проект мирного договора.
*Нацформирование «Азов» запрещено в РФ как экстремистская организация. В РФ в отношении представителей формирования открыты уголовные дела.