«Гибель империи» - это сериал, который выходит за рамки представлений о том, что многосерийные картины снимают, располагая скромным бюджетом.
«Гибель империи» — известный российский телесериал 2005 года о работе контрразведки Российской империи начала XX века. По сути, многосерийная картина является продолжением сериала «Империя под ударом» (12+), в котором имперское охранное отделение пытается остановить жестокие теракты и громкие политические убийства, захлестнувшие Москву и Петербург в начале 20-го столетия.
В «Гибели империи» охранное управление занимается борьбой с немецкими шпионами. Фильм охватывает период с 1914 по 1918 год, время Первой мировой войны, ставшее для нашей страны переломным: начинается сериал убийством эрцгерцога Фердинанда в Сараево, а заканчивается заключением Брестского мира.
Сериал был задуман 12-ти серийным, однако в итоге на экраны вышли 10 серий. Режиссеру картины Владимиру Хотиненко удалось собрать поистине звездный актерский состав: Александр Балуев, Мария Миронова, Сергей Маковецкий, Андрей Краско, Марат Башаров, Евгений Миронов, Дмитрий Певцов, Нина Усатова.
В основу сюжета легли произведения Юзефовича
Писателя Леонида Юзефовича частенько сравнивают с Борисом Акуниным (признан в РФ иноагентом), порою даже называя его подражателем. Однако ни о каком подражательстве речи идти не может, так как свои романы этот автор написал несколько раньше более предприимчивого коллеги. К тому же с художественной точки зрения произведения Юзефовича определенно превосходят романы писателя-иноагента.
Пусть у Юзефовича и нет столь харизматичного героя как Фандорин, тем не менее, экранный Фандорин явно проигрывает Сергею Костину в исполнении Балуева, главному герою сериала «Гибель империи».
Сам Хотиненко, режиссер и соавтор сценария, рассуждал о непростой исторической эпохе так: «С личной ответственностью в истории вообще сложно. Я считаю, что вся история – это пьеса, неизвестно кем написанная. Может быть, даже не на земле. В этой пьесе всем достались роли – их переписать нельзя, можно только отказаться играть, но не у всякого и сил хватает… Негодяям иногда доставались роли хороших людей, и наоборот. Все запутано. Когда читаешь историю предреволюционных лет, не можешь отделаться от чувства, что люди роковым образом совершают поступки, к которым у них душа не лежит, и здравая логика им противится… а высшая, историческая логика – толкает!».
В фильме рассказывается о периоде Первой мировой войны, когда в России бушевала гражданская война, и страна оказалась на грани катастрофы. Охранное отделение, осуществляющее расследования преступлений, сталкивается с новыми вызовами и угрозами, вплоть до террористических актов и политических убийств. В связи с изменением обстановки, оказывается, что прежние методы следствия становятся неэффективными.
Для преодоления сложностей и конфронтаций охранное отделение начинает формирование контрразведывательной службы, которая должна действовать не только в тылу, но и на фронте военных операций. Контрразведка становится ключевым элементом в борьбе с шпионажем и противниками государства.
В фильме также представлены романтические сюжеты, которые дополняют основную историю охранного отделения и контрразведки. Одна из таких линий — история любви между Костиным и Сабуровой. Вторая — романтические отношения между супругами Нестеровскими. Они каждый со своими надеждами и боязнями находятся в эпицентре военных действий и страдают от непредсказуемости будущего.
Съемочный процесс
Для съемок сериала в мосфильмовских павильонах были построены комплексные декорации следственного управления, с кабинетами следователей, тюремными камерами, лазаретом и редакции газеты «Речь», с тремя комнатами, коридором и фотолабораторией.
В процессе работы над сериалом также использовалась декорация «Старая Москва» на Натурной площадке «Мосфильма», где были изменены некоторые вывески, добавлены отдельные детали пейзажа, а дворец стал на время съемок зданием контрразведки. К слову, фоны в павильоне, имитирующие виды из окон, были тоже сделаны на Натурной площадке: это огромные фотографии улиц «Старой Москвы».
«Гибель империи» - это сериал, который выходит за рамки представлений о том, что многосерийные картины, как правило, снимают, располагая скромным бюджетом, экономя не только на массовых сценах, но и на количестве основных актеров. Всего в картине почти 500 персонажей, при этом массовки составляют около 200 человек.
Подбор актеров осуществлялся необычным для Владимра Хотиненко путем – он утверждал их не по кинопробам, а по фотографиям, сделанным в стиле той эпохи. В процессе съемок были осуществлены киноэкспедиции в Прагу, Карловы Вары, Прибалтику, Киев и Санкт-Петербург, где проходили, в том числе, и технически сложные съемки.
Рейтинг и критика
Справедливости ради стоит отметить, что «Гибель империи» при выходе на экран смогла заинтересовать далеко не всех зрителей. Сериал стартовал в эфире «Первого канала» с рейтингом 9,2 % и долей 23,8 %, проиграв шедшему в том же тайм-слоте сериалу «Всегда говори всегда» (12+) на «России». Также «Гибель империи» уступила пальму первенства сериалам «Исцеление любовью» (16+) и «Кармелита» (12+) на «России», а также и сериалу «Клон» (16+) на «Первом канале». Тем не менее, это абсолютно не означало, что Владимир Хотиненко снял недостаточно хорошее кино.
Генеральный продюсер «Первого канала» так прокомментировал ситуацию с рейтингами сериала: «Высококачественный и сложный продукт в любом жанре массовый зритель пока принимает неохотно. Но, на мой взгляд, нельзя слепо идти за вкусами аудитории, надо двигаться ей навстречу. И где-то посередине пути в найденном компромиссе, я думаю, и есть залог зрительского успеха и респектабельного имиджа».
Тем не менее, некоторые критики иронизировали, что, «судя по картине Хотиненко, треть населения России торговала схемами укреплений или чертежами подводных лодок. Вторая треть учиняла диверсии, и все это щедро оплачивалось из немецкого кармана».
Однако с другой стороны звучали голоса поддержки картины. Нельзя не согласиться с тем, что телевизионный канал не пошел на поводу у большей части своей аудитории: сюжет, как это часто бывает у большинства сериалов, в «Гибели империи» действительно не облегченный, он требует постоянного и вдумчивого смотрения.
Обычно у зрителей безоговорочно идут на ура сериальные проекты, когда герои вполне очевидно поделены по принципу «хороший — плохой». В случае с героями «Гибели империи» все не так очевидно: образы более сложные и многообразные. И чем дальше развивается действие, тем больше сюжет отходит от непосредственно приключенческо-детективной линии в сторону исторической и эпической драмы о Первой мировой войне (включая масштабные батальные сцены) — событии, о котором к моменту выхода «Гибели империи» уже достаточно давно не снимали многосерийных телевизионных фильмов. Возможно, массовый зритель не до конца был готов к такому сериалу, поэтому «Гибель империи» и не дала «Первому каналу» рекордных рейтингов.
Следует согласиться, что сериалу могли позавидовать, пожалуй, и режиссеры полнометражных картин — настолько грамотно все было снято, настолько идеально были подобраны актеры, безо всяких скидок на то, что это телесериал.
В 2005 году сериал получил 3 премии ТЭФИ в номинациях «Режиссер телевизионного художественного фильма/сериала» (Владимир Хотиненко), «Оператор телевизионного художественного фильма/сериала» (Илья Демин) и «Художник-постановщик» (Константин Мельников).
Однако на этом история с присуждением наград не закончилась. В 2006 году сериал получил премию «Золотой орел» в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно)» и две премии ФСБ России в номинациях «Кино- и телефильмы» (Владимир Хотиненко) и «Актерская работа» (Александр Балуев).
Со временем сериал «Гибель империи» вошел в копилку лучших отечественных картин, посвященных событиям первой четверти XX века, и даже по прошествии 18 лет остается актуальным произведением киноискусства.