Речь идет о дисфагии — неврологическом синдроме, из-за которого человек теряет способность принимать твердую пищу и может есть только пюре и соки.
Чем дольше длится пандемия коронавируса, тем больше у этой болезни появляется новых симптомов, включая необычные. Недавно 31-летняя жительница Калифорнии Марианна Сиснерос, которая страдает так называемым долгим ковидом, сообщила врачам о серьезных проблемах с питанием, возникших у нее на фоне болезни. «Я разучилась глотать», — жалуется женщина.
Любой прием твердой пищи стал для нее настоящим мучением, поэтому она полностью перешла на протеиновые коктейли, соки и смузи. Марианна работает медсестрой в отделении интенсивной терапии и отлично знакома со списком симптомов коронавируса, поэтому была точно уверена, что такая «побочка» еще ни у кого не встречалась.
Вирус вызвал у женщины дисфагию — проблемы с проглатыванием пищи. «Врачи не знают, почему», — заявила она в своем аккаунте TikTok. По ее собственной гипотезе, дисфагия могла возникнуть на фоне неврологических повреждений, которые коронавирус наносит организму. Марианна предположила, что столь редкий симптом мог появиться у нее из-за наличия других заболеваний — в частности, периферической нейропатии.
«Вы не представляете, какое это мучение — получать большую часть калорий из жидкостей и лишь в удачный день иметь возможность проглотить несколько ложек картофельного пюре? Это длится уже несколько месяцев, и я постоянно голодна», — досадует американка. Ее смелые попытки периодически пробовать обычную еду заканчиваются плачевно — она давится.
Дисфагия — не единственное осложнение долгого ковида, которое «досталось» Марианне: женщина также испытывает проблемы с речью. Они оказались настолько ярко выраженными, что врачи даже заподозрили у нее инсульт. «Иногда я вдруг перестаю понимать, что говорят люди. Иногда не могу говорить сама — мне не сформулировать мысли», — поделилась Сиснерос.
Вдобавок она страдает от скачков кровяного давления, падения зрения в правом глазу, онемения всей правой стороны тела и множества других ужасных симптомов, которые то усиливаются, то ослабевают, то исчезают, то появляются вновь. «Они как волны — накатят и схлынут. Есть очень плохие дни, есть сравнительно хорошие», — описывает Марианна свое состояние.
Она намерена приложить все усилия, чтобы привлечь внимание мировой общественности и медицины к проблеме «долгого ковида». По ее словам, врачи практически ничего не знают о его симптомах, длительности и угрозах, которые с ним связаны. В этой сфере категорически не хватает исследований, хотя случаи длительного течения заболевания при COVID-19 встречаются все чаще: так, с 9 ноября по 6 декабря о своем «долгом ковиде» сообщили около 1,3 млн британцев, а это значит, что от него страдают около 2% жителей страны.
Судя по статистике, в группе риска находятся люди в возрасте от 35 до 69 лет, преимущественно женщины, страдающие ожирением и ведущие малоподвижный образ жизни, а также инвалиды. Кроме того, «долгий ковид» часто фиксируется у пациентов, получивших высокую вирусную нагрузку (как правило, из-за своей работы — то есть речь идет о медиках, соцработниках, преподавателях и др.).
Общеизвестные симптомы «долгого ковида» — это усталость, одышка, боль или стеснение в груди, проблемы с памятью и концентрацией, бессонница (или, наоборот, сонливость), тахикардия, головокружение, покалывание в пальцах, ломота в мышцах и суставах, мигрени, депрессия и тревожность, звон и боль в ушах, тошнота, диарея, резь в животе, потеря аппетита, изменения во вкусовых и обонятельных ощущениях, колебания температуры тела, кашель и боль в горле, а также сыпь.
Многие из пациентов, у которых коронавирус длился более четырех недель, также жалуются на разрушение зубов и выпадение волос. Зафиксировано и увеличение численности больных Альцгеймером по сравнению со среднегодовыми значениями допандемийных лет. Ученые призывают отличать «долгий ковид» от затяжного гриппа, который тоже может не отпускать больного месяц или больше. По их словам, последствия коронавируса несравнимо тяжелее, чем у гриппа.