Для Алексея Гуськова капитан Голощекин стал звездной ролью — на актера посыпались предложения от режиссеров.
Сериал «Граница. Таежный роман» многие россияне полюбили сразу же после выхода на телевизионные экраны. Восьмисерийная мелодрама, снятая режиссером Александром Миттой, рассказывает о советских семьях военнослужащих. На основе сериала был также смонтирован полнометражный фильм «Таежный роман» (16+), из которого выпали некоторые эпизоды.
Премьера телесериала состоялась 13 декабря 2000 года на телеканале «ОРТ», а в 2002 году он был удостоен Государственной премии Российской Федерации. К настоящему времени телесериал «Граница. Таежный роман» вошел в золотой фонд российского кино и по оценкам зрителей является одной из самых рейтинговых кинолент, однако немногие знают о том, в каких условиях снимался этот будущий киношедевр.
Небольшой бюджет и спартанские условия на съемках
Идея снять сериал возникла у режиссера Александра Митты еще во второй половине 90-годов прошлого века. В то время были очень популярны бразильские сериалы, и режиссер захотел снять российскую альтернативу «мыльным операм». При этом Митта стремился сделать из своего сериала куда более качественное и увлекательное кино, за которое ему не было бы стыдно.
Александр Митта написал сценарий и отнес на один из телеканалов. Там сценарий оценили и были готовы принять в производство, однако попросили ввести еще героев, расширить сюжетные линии и добавить серий. Митта пошел навстречу телеканалу и внес в сценарий требуемые правки и дополнения, однако и это не помогло начать производство сериала: банально не хватило финансирования.
В итоге Александр Митта три года вынужден был ждать, когда же можно будет получить средства на производство картины. После окончания работы из отснятого материала были смонтированы восьмисерийная приключенческая мелодрама и двухчасовой фильм.
Бюджет проекта оказался настолько скромным, что съемочной группе и актерам приходилось жертвовать комфортом и идти на разные ухищрения. Тайгу снимали в Брянской и Калужской областях, а гарнизон — на авиабазе Шайковка. Выяснилось, что в тех местах есть расформированная воинская часть, на которой можно поселиться. Помещения пустовали, из людей была только охрана и несколько оставшихся летчиков с семьями, так что съемочной группе осталось только построить несколько декораций и привезти реквизит.
Актерам разрешили занять свободные квартиры, но обстановка везде была спартанской — стол, стулья и кровать. Когда возникали перебои с питанием, Ольга Будина, Марат Башаров и другие актеры ходили за грибами и на рыбалку, но никто не возмущался — всем очень нравилась «гарнизонная» атмосфера, которая помогала актерам лучше вжиться в роль.
Волки, «сделанные» из собак
Для того, чтобы оживить пейзаж и сделать его более достоверным, из зоопарков разных городов были привезены «таежные» животные и птицы. На съемочной площадке побывали ястреб, два ворона, утки, зайцы, змея, лягушки и даже пиявки, а главное — пара волчат. Из театра имени Дурова хотели взять и взрослых волков, но в целях безопасности решили заменить на более предсказуемых собак.
Одна из самых остросюжетных сцен — схватка героя Алексея Гуськова с волчицей. Волчицу играла очень добродушная по характеру собака породы хаски по кличке Метель. Она почти никогда не выходила из себя, поэтому сцены, где «волк» скалится и рычит, монтировали из коротких эпизодов. Метель привязывали к дереву и показывали, что из ее миски кормят волчат — только так можно было вызвать внешние проявления агрессии.
Позже для таких сцен привезли дублершу — более серьезную хаски Асю. Для того, чтобы собаки были похожи на волков, их гримировали — мазали болотной жижей и растворимым кофе с золой. Правда, такой «макияж» держался очень недолго, и шерсть приходилось постоянно подкрашивать.
Вместо Алексея Гуськова в эпизодах схватки снимался хозяин Метели и Аси — профессиональный дрессировщик. Собака отказывалась бросаться на хозяина до тех пор, пока под гимнастерку не спрятали куриные кости. Алексей Гуськов рассказывал, что ему было очень сложно со зверским лицом спихнуть со своей груди «убитую волчицу», когда она испуганно смотрит в глаза, сопит и пытается облизать лицо.
Муки со сценой в болоте
Долго снимали сцену с попаданием героев Марата Башарова и Алексея Гуськова в болото. Хотя болота в округе имелись — работать с настоящей трясиной было опасно, могли пострадать и актеры, и съемочное оборудование. Поэтому рядом с болотистой местностью выкопали большую глубокую яму, поставили туда ящик и залили его водой.
Сверху воду закидали ряской, мхом и ветками, и все три дня, что шли съемки, актеры сидели в этом ящике. Особенно досталось Алексею Гуськову, которого однажды операторам пришлось срочно вытаскивать из ямы — актер чуть не захлебнулся жижей. В сериальной версии в болото попадает еще и героиня Ренаты Литвиновой.
«Таежный роман» сделал актеров звездами
С этого фильма началась успешная кинокарьера многих актеров. Ольга Будина после премьеры просто проснулась знаменитостью, она не могла спокойно выйти из дома — ее везде узнавали. А так как актриса любила спокойную жизнь, то ей пришлось перекрасить волосы и выглядеть как можно незаметнее.
Для Алексея Гуськова капитан Голощекин стал звездной ролью — на актера посыпались предложения от режиссеров. Стали известны широкой публике сценаристка и актриса Рената Литвинова, также молодая актриса МХТ Елена Панова. Все исполнители главных ролей получили Государственную премию Российской Федерации.
К сожалению, многих актеров, снимавшихся в этом сериале, уже нет в живых: в 2013 г. скончался Андрей Панин, сыгравший в фильме роль майора-особиста Ворона, в 2002 г. ушла из жизни знаменитая актриса Татьяна Окуневская, исполнившая роль бабушки Альбины, сыгравшего контрабандиста Алексея Жаркова не стало в 2016 г., в том же году скончался Олег Непомнящий, которого зрители запомнили в образе администратора Глинского, Семена Керзона.
У Александра Митты была идея спустя годы снять продолжение сериала, он даже написал для него сценарий, но ни на одном из телеканалов не нашел поддержки – и эта идея так и осталась невоплощенной.
Одна из причин, по которой сериал «Граница. Таежный роман» стал по-настоящему популярным, заключается в том, что герои картины совмещают в себе плохое и хорошее, звериное и человеческое, скромность и распущенность, мужество и трусость. Зритель ощутил всю гамму человеческих чувств и эмоций и просто не мог остаться равнодушным к этому отечественному киношедевру, который хочется пересматривать снова и снова.