Колумнист «Блокнота» Максим Артемьев о феномене «ждунов» в Крыму и на новых территориях - что за люди ждут прихода ВСУ и почему это происходит.
СВО вскрыла многое в нашем обществе. Многие люди повели себя так, как от них не ожидали. Иные патриоты сдрейфили и сбежали, а те, кого считали либералами, заняли государственнические позиции. Выявилась и такая новая социальная страта как «ждуны» - те, кто ожидают в Крыму или на новых территориях, прихода ВСУ. Но нам важны не сами по себе ждуны, а то, в результате чего они стали возможными.
Для того, чтобы разобраться с этим феноменом можно обратиться к телеграм-каналам, которые специализируются на поиске и выявлении ждунов. Они предоставляют богатый материал для анализа, размещая в т.ч. и фото и видео предательского содержания, авторства от ждущих Украину.
Каков же типичный портрет ждуна на примере Крыма? А Крым в этом отношении наиболее представителен – уже десять лет под властью России, люди с самого начала получили российское гражданство в отличие от Донбасса, и столько же времени полуостров получает огромные финансовые вливания из центра. В Крыму осуществляются важные инфраструктурные проекты - от моста, до автострад, ТЭС, аэропорта, музеев и больниц. Крым меняется на глазах, включая в первую очередь Севастополь.
И в это же время мы видим на страничках в соцсетях, иных местах, выступления ждунов. Их средний возраст 28 – 35 лет, преимущественно женщины. Социальное положение – парикмахерши, самозанятые, бизнес. Много крымских татар. Но главное тут возраст – все эти люди получили школьное образование уже при Украине. Неважно какой у них родной язык (у подавляющего большинства русский). Важно в каком возрасте произошло промывание мозгов. Те, кто пошел в школу уже при Украине, получили мощную идеологическую прививку, или как сейчас говорят, перепрошивку сознания.
Возьмем условного человека 1990 года рождения. За школьную парту он сел в 1997. К 2014, моменту «крымской весны», он (она) уже был вполне взрослым человеком, вся жизнь которого протекла при независимой Украине. Соответственно, велика вероятность, что в событиях он не участвовал, а оставался в стороне. Затем жил как бы смирясь с реальностью – получил российский паспорт и т.п. Но вот что было у него в душе – оставалось неизвестным. Однако, когда началась СВО многих таких людей просто взорвало изнутри.
И все, что копилось восемь лет, полезло из них. Что самое интересное – люди даже не задумывались, что, вываливая в соцсети свой «контент», они тем самым сами себя разоблачают и подставляют. Настолько они были вне политики, не понимали текущих тенденций, ситуации, последствий для себя лично. Восемь лет – с 2014 по 2022 они не интересовались, тем, что происходит вокруг них. Они «проспали». Возвращение Крыма, новая жизнь в России прошли мимо них. Духовно они продолжали пребывать на Украине. Это не было каким-то сознательным отгораживанием от действительности. Скорее, это было инерцией сознания, невосприимчивостью сложившийся системы убеждений к переменам. Типичная реакция обывателя на происходящее в «большом» мире.
До 2022 года это было не особенно заметно. Люди взяли паспорта РФ и жили как прежде. Но теперь, с одной стороны, возопили на Украине, и благодаря соцсетям и Интернету, их услышали в Крыму. Если человек пребывал в удобной и комфортной ему информационной среде, был подписан на таких-то блогеров, такие-то каналы, общался через мессенджеры с друзьями в Киеве или во Львове, и теперь в этой среде резко стало некомфортно, там раздались визги и вопли, то и его вольно или невольно увлекла та же самая волна. Недаром популярный мотив объяснения своих поступков у ждунов – мои друзья с Украины жаловались как им страшно, плохо, и я их пожалел. Вообще, те, кто имел на Украине много друзей, своих близких родственников, поневоле оказывался заложником их настроений и эмоций. И тут «попадали» и люди старшего возраста.
С другой стороны, люди ощутили угрозу для себя лично. Кто-то испугался мобилизации, кто-то ограничений в поездках на Запад, кто-то возможных обстрелов и прочих неудобств. Одна из таких «ждуних» - светская львица из Севастополя, чья-то дочка и жена, так откровенно и ляпнула на своей страничке – мол, зачем нам этот «русский Крым», когда сирены воют и угрозы налетов. Жили хорошо при Украине, и жили бы дальше.
Все это на русском языке, незамутненный поток сознания. Для такой как она не существует ни героической русской истории Севастополя, ни почти 25 лет подавления русского языка в Крыму, ни насильственного культурного и экономического разрыва с Россией. Это маленький человечек, живущий в своем уютном мире тусовок. Политика и история, национальные интересы для нее не существуют
Другая ждуниха из Севастополя, попавшая на карандаш, живет своим трудом, мастер маникюра. Но она тоже ругает «гребанный русский паспорт», который ее вынудили взять. И она как бы оправдывается за это перед своими украинскими друзьями. Мол, мне выкрутили руки, а вы меня осуждаете. Тут тоже невозможно понять – существуют ли для нее новые шоссе, мосты, электростанции, музеи, вузы, театры? Или в ее сознании они проходят как нечто само собой разумеющееся? Или как несущественное. А существенно для нее тогда что? Материально она ведь должна была только выиграть.
Вывод прост - достаточно походить в украинскую школу, и человек потерян. Недаром Киев столько времени уделяет пропаганде украинства в школьном образовании, полному изгнанию русского языка, и разрыву всех связей с Россией. Перекодировка сознания ему вполне удается. Нынешние общественные настроения на Украине это подтверждают.
Понятно, что это не аксиома, достаточно вспомнить командиров Донбасса Владимира Жогу и Гиви-Толстых. Тем не менее, и на «старом» Донбассе имелось немало проукраински настроенных, а на «новых территориях» их более чем достаточно.
Однако ждуны – ждунами, но они не составляют большинства населения. И в Мариуполе это хорошо видно. Среди той молодежи, которая осталась в городе, очень многие демонстрируют вполне пророссийские настроения, о чем свидетельствует каналы в Интернете, которые ведут парни и девушки. Старшее поколение, еще советское, к украинизации относилось, понятно, враждебно, и потому возвращение Крыма в «родную гавань» восприняло положительно. Хотя есть и среди него исключения, например, человек переехал в Крым с материковой Украины после 1991 года. Для него всю будет плохо. Один такой ругался, мол, москали построили ровные дороги по ним едешь, и можно заснуть, то ли дело было при Украине, когда расслабляться нельзя было ни на минуту. То есть для такой публики, что не делай - все будет плохо.
Конечно, крымские татары. У них сильная обида на то, что рухнули их мечты на уникальное положение в Крыму, на Евросоюз. Их больницами и дорогами не задобришь. Тут дело в базовых установках национального сознания. Преодолеть их можно только со временем. Те, кому сейчас 5-10 лет, уже вырастут менее зависимыми от фобий и пристрастий родителей. Будут воспринимать свое российское гражданство как данность.
Вообще, смена поколений главный фактор изменения установок. Если человек пошел в школу в 2014 году, уже при России, то это уже будет вполне лояльный гражданин. Это касается не только Крыма. Думается, те, кто учился в ДНР и ЛНР в это же время, мало будут от него отличаться.
Вывод прост – принадлежность к «русскому миру», к большой русской общности, вовсе не данность. Над ней нужно постоянно и неустанно работать. При попадании под иное влияние в силу политики и географии, установки могут легко измениться.
Последние новости СВО, новости с фронта и карту боевых действий смотрите здесь, на БлокнотРУ
#Новости СВО
#Новости с фронта
#Новости СВО сегодня
#СВО последние новости
#Карта боевых действий