Вокруг Единого госэкзамена разгорается очередной виток дискуссии
В обществе продолжается дискуссия вокруг Единого госэкзамена. В частности, президент России Владимир Путин назвал спорным мнение о том, что полная отмена ЕГЭ поможет улучшить качество образования. Президент согласился, что у ЕГЭ есть немало минусов, однако школьникам с периферии эта система дает возможность учиться в ведущих вузах России. О перспективах Единого госэкзамена – в авторской колонке доктора экономических наук, заведующего кафедрой бизнес-информатики Уральского государственного экономического университета Дмитрия Назарова.
Единый государственный экзамен был создан в России в 2001 году как единая форма государственной итоговой аттестации выпускников школ. Он был введен в качестве альтернативы предыдущей системе итоговой аттестации, где каждый регион имел свою форму итоговой аттестации, что приводило к неравномерности оценки качества образования в разных регионах страны.
Плюсы ЕГЭ очевидны. ЕГЭ создает единую форму итоговой аттестации, что повышает прозрачность и объективность процесса оценки знаний выпускников.
ЕГЭ дает возможность выпускникам получить результаты экзамена в течение нескольких дней после сдачи, что упрощает процесс поступления в вузы и позволяет выпускникам планировать свои дальнейшие шаги.
ЕГЭ является единым стандартом оценки знаний и умений выпускников школ, что позволяет сравнивать уровень подготовки выпускников из разных регионов России.
Введение ЕГЭ способствовало повышению качества оценки уровня образования и уменьшению коррупционных схем в процессе итоговой аттестации. ЕГЭ упрощает процесс поступления в вузы и помогает выпускникам выбирать наиболее подходящий для них вуз и специальность.
Среди противников ЕГЭ бытуют мнения, которые, на их взгляд, сводит на нет все плюсы. Перечислим их.
Минусы ЕГЭ таковы: ЕГЭ сосредоточен на проверке знаний и навыков, и не учитывает другие аспекты образования, такие как развитие личности, творческие способности и социальные навыки. ЕГЭ может быть недостаточно точным инструментом оценки знаний, так как он не учитывает индивидуальные особенности каждого ученика. ЕГЭ может создавать дополнительное давление на учеников, что может приводить к стрессу и снижению мотивации учиться;
Отвечая на эти аргументы «против», стоит отметить, что нынешнее поколение школьников далеко не такое, по сравнению с периодом 20-40 летней давности. Имеют клиповое мышление. Это доказанный факт. Для «математиков» ЕГЭ по русскому языку и другим гуманитарным предметам более понятная и простая процедура, требующая «выражения своих мыслей» в условиях ограничений, а также базовый тезаурус по дисциплине.
Вспоминается случай из практики. Учитель литературы задала в математическом классе выучить отрывок поэмы Пушкина и показала это на пальцах. Дети сфотографировали. Затем с помощью физических методов по фото оценили размер. Выбрали количество строчек в поэме и выучили. Причем были такие, которые при ответе перестали читать стихи на полуслове. Это возмутило учителя. Это лишь один пример.
Еще один аргумент может состоять в том, что составители ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам слишком перегружают экзамен фактическим материалом. Это отталкивает детей, снижает их мотивацию, так это они могут найти в любой момент в интернете и учить это – пустая трата времени. Кстати много ли мы видели самих школьников, которые выступают против ЕГЭ?
Вывод: процедуру ЕГЭ стоит совершенствовать, но не отменять.