Отмена пригородных поездов из-за их убыточности приобрела в России массовый характер и обернулась ситуацией жизненного коллапса для многих жителей пригородов областных центров страны. Об этом с трибуны Госдумы 12 марта говорил депутат Олег Пахолков. И уже 17 марта в правительстве взялись разработать программу долговременного субсидирования пригородных перевозок, а 2 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил регионам покрывать убыточные пригородные перевозки за счет налога на имущество, которое теперь РЖД должна будет платить в местные бюджеты полном объеме.
Пока: убытки, отмена электричек...
В 2013 году убытки пригородных пассажирских перевозок для РЖД составили 25 млрд рублей. Федеральный и региональные бюджеты должны компенсировать железнодорожникам расходы на пригородные поезда, но региональные бюджеты с этой задачей не справляются. По свидетельству главы РЖД Владимира Якунина, в 2013 году госкомпания получила от регионов только около 50% возмещения за убыточные пригородные перевозки.
В результате в 2014 году РЖД решила перевозить столько, на сколько хватит средств компенсации из областных бюджетов. Значит, вновь будут отмены электричек.
...и высокие зарплаты топ-менеджеров
Стоит отметить: железнодорожной монополии в правительстве предложили сокращать собственные издержки ежегодно на 10%, что на фоне огромных зарплат руководства РЖД, о чем говорил Олег Пахолков, вполне резонно. Однако, пока что требование сократить расходы привело лишь к сокращению инвестиций компании в собственное развитие.
Но и: субсидии пригородных перевозок...
Будем надеяться, в правительстве когда-нибудь откликнутся и на многочисленные попытки депутатов левых фракций (прежде всего, «Справедливой России») ограничить сверхдоходы руководства госкомпаний. Пока же можно отметить, что многочисленные призывы общественности и социально ориентированных политиков и депутатов возымели эффект, и кабинет министров взялся за пригородные электрички. Так, в новой концепции развития пригородных перевозок запланирована ежегодная поддержка РЖД из федерального бюджета в размере 25 млрд рублей вплоть до 2030 года (хотя ранее с 2016 года государство планировало субсидии отменить).
...и идея премьер-министра о налоге на имущество
На совещании в правительстве Дмитрий Медведев предложил субсидировать РЖД пригородные перевозки за счет налога на имущество. В 2013 году для РЖД, благодаря льготе, этот налог составил только 8,3 млрд рублей, тогда как всего - без льготы - компания должна была бы заплатить в региональные бюджеты 28 млрд рублей. Медведев подсчитал, что если отменить льготу на налог, то налогов на имущество от РЖД регионам хватит на субсидирование ее убыточных пригородных перевозок.
По-видимому, правительству еще предстоит разобраться с тем, каков будет окончательный механизм возмещения убыточного сектора перевозок, но проблема, похоже, перешла в стадию решения.
Комментарий Олега Пахолкова:
- Меня радует, что после довольно длительного затяжного периода правительство нас услышало и быстро предложило вариант выхода и восстановления пригородных электропоездов. Надеюсь, что это будет не только сказано, но и выполнено. Сейчас крайне важно, чтобы все электропоезда были восстановлены. Способ найден премьером достаточно хороший - за счет отмены льготы РЖД на налог.
Я рад, что власть становится более чуткой и отзывчивой к проблемам граждан - снимаются непопулярные губернаторы, решаются социальные вопросы… Не стану приписывать себе заслугу в том, что проблема пригородных перевозок начала решаться, но я благодарен правительству, что нас услышали.
Самое интересное: