Дилеры повышают стоимость машин, хотя те все менее востребованы населением.
Если с января по декабрь 2020-го в России было продано почти 1,6 млн. новых авто, то в этом году за тот же период на 215 тысяч меньше. При этом цены на машины в 2021-м выросли на 20-25%. На вторичном рынке вслед за сегментом новых авто цены также растут.
При этом в последние годы особенно активно дорожают именно те модели, которым потребители отдавали предпочтение в силу их относительно комфортной цены. Теперь же ситуация развивается так, что новые авто «народных» марок становятся все более недоступны для большей части населения.
За последние 10 лет общая инфляция в России составила порядка 60%. А вот если взять самый популярный автомобиль на российском рынке Lada Granta, то за этот же период он подорожал на 227%. В январе 2012 года базовая комплектация стоила 229 тыс. руб. В середине 2021 года - 519,9 тыс. руб.
Volkswagen Polo стоит от 960 тыс. руб.. Это на 123% больше, чем в 2012 году. Renault Logan стартует от 700 тыс. руб. Десять лет назад он стоил 338 тыс. Рост цены – 107%. Аналогично обстоит дело популярными Hyundai Solaris (от 840 тыс. руб.) и Kia Rio (от 890 тыс. руб.). У них рост составил порядка 90%.
В этом году в мире тоже наблюдается рост цен на новые авто. Но там причина логичная: предложение сегодня не успевает за спросом. Из-за локдаунов, на автозаводах возникли проблемы с поставками комплектующих, нарушились отдельные производственные связи, имели место остановки предприятий – и, как следствие, машин выпустили меньше, чем потенциальных покупателей. Вот только в России спрос на авто падает. И чем выше цены, тем падение спроса все более сильное.
Пока наши дилеры пытаются «отбить» упущенную выгоду от потерянных покупателей дополнительной маржой на тех, кто пришел в автосалон. Накручивают дополнительные услуги, искусственно задирают и без того высокий ценник. Средняя переплата за дополнительное оборудование на Lada Vesta составляет от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., на Hyundai Solaris — 100–200 тыс. руб., на китайский Haval - 180–200 тыс. руб. И тот же некогда «бюджетный» Renault Logan может обходиться в сумму до 1,5 млн руб.
Но такая политика только усложняет ситуацию. Эффективных правовых инструментов повилять на то, чтобы дилеры продавали автомобиль по рекомендованным автопроизводителями ценам, у потребителей нет. В результате, все большее число людей просто откладывают обмен старого автомобиля на новый.
Эксперты свидетельствуют: в 2022 году дефицит новых авто сохранится. Проблема комплектующих не решена, масштабные инвестиционные проекты заморожены, в мире формируется дефицит энергоресурсов. А, значит, рост цен на автомобили сохранится.
Безусловно, 3-4% населения России никак не озабочены фактом роста цен на авто. По сути, эти изменения просто незаметны на фоне бюджета их покупок. И подорожание Hyundai Solaris не огорчит, скажем, Прохора Шаляпина, который купил авто за 15 млн руб.
Аналогично складывается ситуация и для семейного бюджета Тимати, которому спорткар в винтажном стиле на 75 млн. руб. – вполне по карману.
Но для подавляющего большинства россиян цены играют существенную роль при планировании покупки. А пока в нашей стране постоянно дорожают не только авто, но и бензин. Поэтому пока, скорее всего, следующий год принесет российскому рынку машин очередное падение спроса.