Переработки, проблемы со здоровьем и угроза безопасности полётов. Олег Шеин о том, почему российские пилоты и диспетчеры требуют повышения зарплаты

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Переработки, проблемы со здоровьем и угроза безопасности полётов. Олег Шеин о том, почему российские пилоты и диспетчеры требуют повышения зарплаты

Экономия на труде авиаспециалистов - очевидное преступление против безопасности пассажиров

Очередной ЧП с экипажем “Аэрофлота”. На этот раз прямо в воздухе стало плохо бортпроводнику рейса Гуанчжоу – Москва. Команда авиалайнера “оказала ему первую помощь” и “отстранила от выполнения обязанностей”, а по прилету в Шереметьево передала коллегу врачам. По данным профильных телеграм-каналов, это уже пятый с начала года случай резкого ухудшения здоровья члена экипажа “Аэрофлота” в воздухе. Постоянный колумнист “Блокнота”, экс-депутат Госдумы Олег Шеин разбирался в том, как профсоюз лётчиков и бортпроводников пытается защитить своих сотрудников от беспощадной эксплуатации руководством.

Происшествие за происшествием

Утром 29 июля экипаж Airbus A320, выполнявший рейс из Москвы в Астану, совершил экстренную посадку в Уфе. Причиной стало резкое ухудшение самочувствия у второго пилота. 29-летнего летчика пронзила острая головная боль, сопровождавшаяся помутнением в глазах и приступами тошноты. Как установили врачи, причиной стало расстройство нервной системы из-за постоянных переработок и недостаточного отдыха.

1 мая на рейсе Томск-Москва резко ухудшилось состояние 39-летнего бортпроводника. Во время подготовки к раздаче пассажирам питания он упал в обморок в хвостовом вестибюле. Комиссия, расследовавшая инцидент, указала на накопленную усталость по причине превышения сверхурочных работ: при максимально возможных 120 часах в год стюард налетал за четыре месяца свыше 95 часов. 12 августа при подлете к Ярославлю экипаж запросил у диспетчеров “Скорую”. Плохо стало одному из бортпроводников.

Усталость членов экипажа усиливается с ростом числа инцидентов, связанных с износом техники и отступлением от правил ее ремонта.

В сентябре 2023 года лайнер «Уральских авиалиний», следовавший из Сочи в Омск, совершил экстренную посадку на пшеничном поле в Новосибирской области. Причиной стал отказ гидросистемы. Благодаря мастерству экипажа все остались живы. 12 июля в Подмосковье рухнул Sukhoi SuperJet-100 «Газпромавиа». Погибли три члена экипажа. Причиной стала неправильная установка датчиков техниками авиазавода, которые в итоге направили самолет в землю. 8 августа самолет «Победы» не смог приземлиться в Москве из-за сломанных дворников. Шел дождь, и Boeing был вынужден уйти на Казань.

Работа летных экипажей и диспетчерских служб сочетает высокое профессиональное мастерство и крайнюю напряженность. Именно поэтому во всем мире летчики и диспетчеры относятся к числу наиболее высокооплачиваемых специалистов. Но в России - стране с колоссальными традициями гражданской авиации - в этих отраслях наблюдается недостаток персонала. Почему?

«Аэрофлот»: шаг вперёд, два назад

Общество в России крайне скептически относится к защите прав работников, но при этом хотело бы видеть в стране эффективные, настоящие, смелые профсоюзы.

Именно такие организации создали российские летчики. Высокая квалификация в сочетании с пониманием стандартов прав экипажей в других странах и важности солидарных действий способствовали созданию настоящих организаций работников. Их два - Профсоюз летного состава (ПЛС) и Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС).

Эти организации добились принятия эффективных коллективных договоров и даже отдельной пенсии для российских летчиков. А несколько лет назад они провели успешную кампанию за повышение зарплаты пилотов, сопровождавшуюся пикетами, публичными выступлениями и громким резонансом в прессе.

Российские лётчики научились защищать свои права. Фото: shpls.org

«Мы увеличили фонд оплаты труда на 9 миллиардов рублей, которые Аэрофлот направил командирам воздушных судов. Суммы их зарплат достигли 650 тысяч», - рассказывает лидер ШПЛС Игорь Дельдюжов.

Однако хитрое начальство повысило не оклады, а премии. С началом пандемии ковида они были отменены, и, хотя болезнь давно стихла, а загрузка рейсов бьет рекорды, выплаты до сих пор не восстановлены.

Фактически, летчики и бортпроводники получают сегодня меньше, чем в 2018 году. И если раньше шел отток российских специалистов в дальнее Зарубежье, то теперь летчики трудоустраиваются в Армению, Узбекистан и Казахстан. В Казахстане, например, командиру воздушного судна в Air Astana платят до 10 тысяч долларов.

Прямым результатом оттока кадров стал недокомплект персонала. Как сообщил Госавианадзор, только за два дня 30 июля и 1 августа свыше тридцати рейсов было осуществлено с неполным составом экипажей. Аэрофлоту объявлено предостережение.

С тем, чтобы избежать переработок, авиакомпании начали отменять рейсы в последний день месяца и переносить их на период после полуночи, когда наступает новый месяц и рабочий график пилота обнуляется. Только за два последних дня июля было отменено свыше 70 рейсов.

Под давлением профсоюзов «Аэрофлот» заявил о повышении с 1 ноября зарплаты пилотам и бортпроводникам на 30%. При налете в 70 часов капитан широкофюзеляжного самолета теперь будет получать 624 тысячи рублей, а второй пилот более 400 тысяч.

Профсоюз уже призывает к коллективным действиям

На наших глазах развивается конфликт в государственной авиакомпании «Россия», крупном перевозчике, на который приходится 12% всего пассажиропотока в стране.

Зарплаты здесь замерли с 2021 года, то есть, с учетом инфляции, снизились на треть. Бортпроводники направили коллективное письмо в администрацию президента, Следственный комитет, Генпрокуратуру, Госдуму и Минтруд. Под этой бумагой поставили подписи более 700 человек. Они сообщают, что работодатель использует потогонный труд, наказывая тех, кто от него отказывается. Бортпроводников лишают премий и вылетов в загранрейсы, если они берут четыре выходных дня. Более того, на рейсах Москва-Петербург многим экипажам приходится совершать в день по три-четыре вылета. Бортпроводники сообщили, что находятся в стрессовом состоянии, морально и физически измотаны, а накопленная усталость прямо влияет на безопасность полетов.

Бортпроводники “России”, мягко говоря, перерабатывают

Руководство компании пообещало поднять зарплату на 10-40%, но при этом хочет сильно изменить правила премирования, поэтому выиграют далеко не все работники. Вслед за бортпроводниками поднялись и летчики. Профсоюз призвал пилотов отзывать согласия на сверхурочную работу и на налет более 80 часов в месяц. В проведении пикета мэрия Петербурга, являющаяся одним из крупнейших акционеров «России», отказала.

Авиадиспетчеры пишут президенту

Госпредприятие, организующее воздушное движение стало очередным донором, за счет которого закрываются бюджетные дыры. Оно строит взлетно-посадочные полосы, бесплатно осуществляет обслуживание рейсов на Дальний Восток, ремонтирует аэродромы. Все бы ничего, но мероприятия столь широкого масштаба делаются за счет фактического снижения заработной платы диспетчеров. С учетом инфляции она упали на 25%.

Прямым результатом стал отток специалистов, особенно в северных и дальневосточных регионах. Как следствие, руководство Росавиации принимает решение о переводе некоторых аэродромов в режим предоставления информации пилотам, а не обслуживания воздушного движения, сообщает юрист профсоюза Олег Бабич. Только в 2022 году предприятие потеряло более 2000 специалистов - каждого восьмого. А это уникальные люди, их подготовка идет годами.

Федерация профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД) направила открытое письмо президенту России по поводу сложившейся ситуации. У профсоюза славная история борьбы за права работников, вплоть до проведения всероссийской голодовки в 2002 году, завершившейся качественным повышением зарплаты и принятием социальных программ поддержки работников. Те же лидеры, что поднимали коллектив тогда, возглавляют профсоюз и сегодня. Условия, конечно, изменились, но твердость в отстаивании прав работников осталась прежняя.

ФПАД поддержан Конфедерацией труда России - объединением новых профсоюзов страны, куда, кстати, входит и упомянутый выше ШПЛС. Вопрос будет выноситься на трехстороннюю комиссию между работодателями, профсоюзами и правительством.

На наших глазах сегодня в России идет борьба работников за лучшие условия труда и повышение зарплаты. Эта борьба касается каждого из нас и наших близких, кто пользуется авиасообщением. Экономия на труде специалистов - очевидное преступление против безопасности пассажиров, и нам стоит пожелать максимального успеха профсоюзам в их действиях за достойную жизнь работников. Эти действия и сама готовность к коллективной самоорганизации - пример для трудящихся других отраслей.

Последние новости России на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ


#Новости Блокнот Россия
#Новости России
#Блокнот новости России
#Новости России 8 сентября 2024
#Новости России и мира сегодня

Свое мнение о новостях России можно высказать в комментариях ниже

Авиакомпании отменяют рейсы и меняют маршруты из-за войны Ирана и Израиля

Три российских самолёта получили в небе сигналы об уничтожении

«Нас готовят к контакту»: в США разведчик пообещал раскрыть всю правду об НЛО

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

"Пусть приезжают, но только без диаспор": Бутина сделала важное заявление по мигрантам

ОБЩЕСТВО

Перебравшиеся в России мигранты из Европы и США изначально едут, потому что хотят интегрироваться в российское общество.

Депутата из Ростовской области избили и пытались сжечь за излишнее внимание к сделкам с муниципальной собственностью

ЧП

Среди тех, кто участвовал в избиении, был другой депутат, который имеет непосредственное отношение к непрозрачным схемам.

В Киеве военкомы устроили облаву на концерте популярной группы "Океан Эльзы"

В МИРЕ

Лидер группы Святослав Вакарчук заявил, что не знал об уклонистах на своем концерте.

Краснодарский край подвергся атаке украинских беспилотников

ЧП

Повреждены жилые дом в Славянске-на-Кубани и Приморско-Ахтарске.