Переработки, проблемы со здоровьем и угроза безопасности полётов. Олег Шеин о том, почему российские пилоты и диспетчеры требуют повышения зарплаты

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Переработки, проблемы со здоровьем и угроза безопасности полётов. Олег Шеин о том, почему российские пилоты и диспетчеры требуют повышения зарплаты

Экономия на труде авиаспециалистов - очевидное преступление против безопасности пассажиров

Очередной ЧП с экипажем “Аэрофлота”. На этот раз прямо в воздухе стало плохо бортпроводнику рейса Гуанчжоу – Москва. Команда авиалайнера “оказала ему первую помощь” и “отстранила от выполнения обязанностей”, а по прилету в Шереметьево передала коллегу врачам. По данным профильных телеграм-каналов, это уже пятый с начала года случай резкого ухудшения здоровья члена экипажа “Аэрофлота” в воздухе. Постоянный колумнист “Блокнота”, экс-депутат Госдумы Олег Шеин разбирался в том, как профсоюз лётчиков и бортпроводников пытается защитить своих сотрудников от беспощадной эксплуатации руководством.

Происшествие за происшествием

Утром 29 июля экипаж Airbus A320, выполнявший рейс из Москвы в Астану, совершил экстренную посадку в Уфе. Причиной стало резкое ухудшение самочувствия у второго пилота. 29-летнего летчика пронзила острая головная боль, сопровождавшаяся помутнением в глазах и приступами тошноты. Как установили врачи, причиной стало расстройство нервной системы из-за постоянных переработок и недостаточного отдыха.

1 мая на рейсе Томск-Москва резко ухудшилось состояние 39-летнего бортпроводника. Во время подготовки к раздаче пассажирам питания он упал в обморок в хвостовом вестибюле. Комиссия, расследовавшая инцидент, указала на накопленную усталость по причине превышения сверхурочных работ: при максимально возможных 120 часах в год стюард налетал за четыре месяца свыше 95 часов. 12 августа при подлете к Ярославлю экипаж запросил у диспетчеров “Скорую”. Плохо стало одному из бортпроводников.

Усталость членов экипажа усиливается с ростом числа инцидентов, связанных с износом техники и отступлением от правил ее ремонта.

В сентябре 2023 года лайнер «Уральских авиалиний», следовавший из Сочи в Омск, совершил экстренную посадку на пшеничном поле в Новосибирской области. Причиной стал отказ гидросистемы. Благодаря мастерству экипажа все остались живы. 12 июля в Подмосковье рухнул Sukhoi SuperJet-100 «Газпромавиа». Погибли три члена экипажа. Причиной стала неправильная установка датчиков техниками авиазавода, которые в итоге направили самолет в землю. 8 августа самолет «Победы» не смог приземлиться в Москве из-за сломанных дворников. Шел дождь, и Boeing был вынужден уйти на Казань.

Работа летных экипажей и диспетчерских служб сочетает высокое профессиональное мастерство и крайнюю напряженность. Именно поэтому во всем мире летчики и диспетчеры относятся к числу наиболее высокооплачиваемых специалистов. Но в России - стране с колоссальными традициями гражданской авиации - в этих отраслях наблюдается недостаток персонала. Почему?

«Аэрофлот»: шаг вперёд, два назад

Общество в России крайне скептически относится к защите прав работников, но при этом хотело бы видеть в стране эффективные, настоящие, смелые профсоюзы.

Именно такие организации создали российские летчики. Высокая квалификация в сочетании с пониманием стандартов прав экипажей в других странах и важности солидарных действий способствовали созданию настоящих организаций работников. Их два - Профсоюз летного состава (ПЛС) и Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС).

Эти организации добились принятия эффективных коллективных договоров и даже отдельной пенсии для российских летчиков. А несколько лет назад они провели успешную кампанию за повышение зарплаты пилотов, сопровождавшуюся пикетами, публичными выступлениями и громким резонансом в прессе.

Российские лётчики научились защищать свои права. Фото: shpls.org

«Мы увеличили фонд оплаты труда на 9 миллиардов рублей, которые Аэрофлот направил командирам воздушных судов. Суммы их зарплат достигли 650 тысяч», - рассказывает лидер ШПЛС Игорь Дельдюжов.

Однако хитрое начальство повысило не оклады, а премии. С началом пандемии ковида они были отменены, и, хотя болезнь давно стихла, а загрузка рейсов бьет рекорды, выплаты до сих пор не восстановлены.

Фактически, летчики и бортпроводники получают сегодня меньше, чем в 2018 году. И если раньше шел отток российских специалистов в дальнее Зарубежье, то теперь летчики трудоустраиваются в Армению, Узбекистан и Казахстан. В Казахстане, например, командиру воздушного судна в Air Astana платят до 10 тысяч долларов.

Прямым результатом оттока кадров стал недокомплект персонала. Как сообщил Госавианадзор, только за два дня 30 июля и 1 августа свыше тридцати рейсов было осуществлено с неполным составом экипажей. Аэрофлоту объявлено предостережение.

С тем, чтобы избежать переработок, авиакомпании начали отменять рейсы в последний день месяца и переносить их на период после полуночи, когда наступает новый месяц и рабочий график пилота обнуляется. Только за два последних дня июля было отменено свыше 70 рейсов.

Под давлением профсоюзов «Аэрофлот» заявил о повышении с 1 ноября зарплаты пилотам и бортпроводникам на 30%. При налете в 70 часов капитан широкофюзеляжного самолета теперь будет получать 624 тысячи рублей, а второй пилот более 400 тысяч.

Профсоюз уже призывает к коллективным действиям

На наших глазах развивается конфликт в государственной авиакомпании «Россия», крупном перевозчике, на который приходится 12% всего пассажиропотока в стране.

Зарплаты здесь замерли с 2021 года, то есть, с учетом инфляции, снизились на треть. Бортпроводники направили коллективное письмо в администрацию президента, Следственный комитет, Генпрокуратуру, Госдуму и Минтруд. Под этой бумагой поставили подписи более 700 человек. Они сообщают, что работодатель использует потогонный труд, наказывая тех, кто от него отказывается. Бортпроводников лишают премий и вылетов в загранрейсы, если они берут четыре выходных дня. Более того, на рейсах Москва-Петербург многим экипажам приходится совершать в день по три-четыре вылета. Бортпроводники сообщили, что находятся в стрессовом состоянии, морально и физически измотаны, а накопленная усталость прямо влияет на безопасность полетов.

Бортпроводники “России”, мягко говоря, перерабатывают

Руководство компании пообещало поднять зарплату на 10-40%, но при этом хочет сильно изменить правила премирования, поэтому выиграют далеко не все работники. Вслед за бортпроводниками поднялись и летчики. Профсоюз призвал пилотов отзывать согласия на сверхурочную работу и на налет более 80 часов в месяц. В проведении пикета мэрия Петербурга, являющаяся одним из крупнейших акционеров «России», отказала.

Авиадиспетчеры пишут президенту

Госпредприятие, организующее воздушное движение стало очередным донором, за счет которого закрываются бюджетные дыры. Оно строит взлетно-посадочные полосы, бесплатно осуществляет обслуживание рейсов на Дальний Восток, ремонтирует аэродромы. Все бы ничего, но мероприятия столь широкого масштаба делаются за счет фактического снижения заработной платы диспетчеров. С учетом инфляции она упали на 25%.

Прямым результатом стал отток специалистов, особенно в северных и дальневосточных регионах. Как следствие, руководство Росавиации принимает решение о переводе некоторых аэродромов в режим предоставления информации пилотам, а не обслуживания воздушного движения, сообщает юрист профсоюза Олег Бабич. Только в 2022 году предприятие потеряло более 2000 специалистов - каждого восьмого. А это уникальные люди, их подготовка идет годами.

Федерация профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД) направила открытое письмо президенту России по поводу сложившейся ситуации. У профсоюза славная история борьбы за права работников, вплоть до проведения всероссийской голодовки в 2002 году, завершившейся качественным повышением зарплаты и принятием социальных программ поддержки работников. Те же лидеры, что поднимали коллектив тогда, возглавляют профсоюз и сегодня. Условия, конечно, изменились, но твердость в отстаивании прав работников осталась прежняя.

ФПАД поддержан Конфедерацией труда России - объединением новых профсоюзов страны, куда, кстати, входит и упомянутый выше ШПЛС. Вопрос будет выноситься на трехстороннюю комиссию между работодателями, профсоюзами и правительством.

На наших глазах сегодня в России идет борьба работников за лучшие условия труда и повышение зарплаты. Эта борьба касается каждого из нас и наших близких, кто пользуется авиасообщением. Экономия на труде специалистов - очевидное преступление против безопасности пассажиров, и нам стоит пожелать максимального успеха профсоюзам в их действиях за достойную жизнь работников. Эти действия и сама готовность к коллективной самоорганизации - пример для трудящихся других отраслей.

Последние новости России на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ


#Новости Блокнот Россия
#Новости России
#Блокнот новости России
#Новости России 8 сентября 2024
#Новости России и мира сегодня

Свое мнение о новостях России можно высказать в комментариях ниже

Авиакомпании отменяют рейсы и меняют маршруты из-за войны Ирана и Израиля

Три российских самолёта получили в небе сигналы об уничтожении

«Нас готовят к контакту»: в США разведчик пообещал раскрыть всю правду об НЛО

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

"Где мой отец?": украинцы массово сообщают о пропаже без вести мобилизованных родственников

В МИРЕ

Молодая украинка, у которой 51-летнего отца отправили без подготовки в зону боевых действий, обвинила власти в военном преступлении.

В Сочи пропала обладательница самых больших губ в России

РЕГИОНЫ

Кристина Рэй не выходит на связь с 28 сентября

Коммунисты испугались Партию любителей пива? На выходных она провела учредительный съезд

ОБЩЕСТВО

Главный пропагандист КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов заявил, что созданная на минувших выходных Партия любителей пива (ПЛП) нужна для того, чтобы “пугать “Новых людей”“ (НЛ).

"Освободите всех нас от каторги ваших амбиций": уничтоженный Россией Patriot вызвал скандал на Украине

ОБЩЕСТВО

«Искандер-М» уничтожил можно сказать штучный "товар" - дивизион зенитно-ракетного комплекса, которые киевский режим вымаливает у всего мира.

Зеленский готов к прекращению огня по текущей линии фронта

ОБЩЕСТВО

Соответствующее заявление он сделал в Италии, куда приехал второй раз за месяц.