Новый способ идентификации пассажиров хотят испробовать уже в начале 2024 года.
В России хотят провести эксперимент: пассажиров в поезда будут пускать в буквальном смысле слова «по лицу». Опознавать путешествующих российскими железными дорогами будут по биометрии вместо проверки паспортов. Это, например, поможет в случаях, когда пассажир забыл паспорт.
Эксперимент хотят провести «Российские железные дороги», Минцифры и Минтранс в начале 2024 года, пишет «Коммерсант». В Центре биометрических технологий подтвердили, что возможность применения Единой биометрической системы (ЕБС) «прорабатывается для подтверждения личности при посадке на поезд». При этом использование биометрии не будет обязательным условием подтверждения личности и старые методы тоже подойдут. В РЖД заявили, что вопрос использования биометрии вместо традиционных способов подтверждения личности «пока изучается».
Напомним, в России разработана и внедряется Единая биометрическая система — государственная система, обеспечивающая сбор биометрических персональных данных, их хранение и использование для аутентификации и идентификации пользователей.
Биометрические данные — это уникальные физические характеристики человека, которые используются для установления или проверки личности. Это лицо, отпечаток пальца, сетчатка глаза, рисунок вен и голос. Сейчас в ЕБС используется одновременно два параметра — голос и лицо, а система позволяет удаленно идентифицировать граждан и получать, например, финансовые услуги.
Российские банки собирают биометрию для того, чтобы повысить безопасность, удобство и скорость обслуживания клиентов и позволять им открывать счета и выдавать кредиты удаленно. Помимо этого, биометрия может использоваться и для безопасности. Например, поможет подтвердить нетипичные операции и отсечь случаи мошенничества.
Биоэквайринг — ещё одно применение биометрии. Простыми словами, это покупки по лицу. Если данные есть в базе, то человеку достаточно просто посмотреть в камеру, чтобы система распознала его и использовала его счет в банке. Такая система уже работает в московском метро — для использования Face Pay нужно привязатьв приложении фотографию, карту «Тройка» и банковскую карту со средствами для оплаты проезда. Платить за проезд таким образом можно только на специальных турникетах, оборудованных для этого.
Эксперты говорят, что для внедрения биометрии на железной дороге потребуется оснастить вагоны и проводников планшетами с камерами и специальный софт. Это не дешево, цена может составлять 50-100 тысяч рублей за устройство. Возможно, что РЖД будет использовать те терминалы, которые есть у проводников сейчас, но только если они обладают хорошей камерой. По сути для этого подойдет любое современное устройство.
Однако могут возникнуть и проблемы — например, слабое покрытие интернета на отдаленных станциях, вопрос с провожающими, внесение поправок к закону о транспортной безопасности.
Как уточняет ТАСС, тестировать систему биометрии планируют в «Сапсанах», но и там есть нюансы — это наличие промежуточных пунктов посадки. Поэтому вопрос прорабатывается.
При этом есть мнения, что биометрическое распознавание, в том числе по лицу, можно будет использовать в России «практически на всех видах транспорта» уже совсем скоро — к 2025 году. Но похоже, что эти планы очень оптимистичные.
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, с понятием «биометрия» знакомы более половины россиян — 55%. Больше всего осведомлены молодые люди от 18 до 34 лет. Не имеют представления о биометрии 39% россиян — в основном это те, кто живут в селах и много смотрят телевизор.
При этом россияне относятся к сдаче биометрических данных нейтрально и отрицательно, так ответили 34% и 32% опрошенных. Одни считают, что таким образом государство будет следить за россиянами и контролировать их, другие — что биометрические данные будут плохо хранить и возможны утечки. Положительно к сдаче биометрии относятся всего 27% россиян.
Ранее «Блокнот» рассказал, каким будет новое цифровое удостоверение личности для россиян.