Проверка Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), проведенная после трагедии во Внуково, показала: московские авиадиспетчеры обслуживают в два раза больше судов, чем положено по нормативу.
Внеплановую проверку Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации (Госкорпорция ОрВД), являющейся работодателем для всех авиадиспетчеров России, Госинспекция по труду Москвы начала сразу после катастрофы 21 октября 2014 года в аэропорту Внуково, в которой погиб глава международного холдинга Total Кристоф де Маржери. Проверка прошла во всех аэропортах Москвы: Шереметьево, Внуково и Домодедово.
В результате проверки выяснилось, что авиадиспетчеры трудятся на износ, обслуживая в два раза больше воздушных судов, чем положено по нормативам. При этом они не имеют возможности для полноценного отдыха и работают не по штатному расписанию. Так, авиадиспетчер — наставник Александр Круглов, который разрешил взлет разбившемуся самолету, согласно своему трудовому договору должен был работать диспетчером на вспомогательном диспетчерском пункте подхода, а не на диспетчерском пункте старта и посадки.
В профсоюзе авиадиспетчеров напомнили, что неоднократно поднимали данный вопрос перед руководством компании. Однако никаких мер принято не было.
В ходе проверки оказалось, что в госкорпорации отсутствуют нормативы предельно допустимого уровня рабочей нагрузки на диспетчеров управления воздушного движения. Сейчас в своей работе диспетчеры руководствуются приказом советского Министерства гражданской авиации от 9 сентября 1986 года. На одного авиадиспетчера должно приходиться не более пяти воздушных судов. То есть допустимая загрузка одного сектора должна составлять не более 34 судов в час. Однако на деле этот норматив превышается в разы. Так, 22 августа в секторе «Московский узловой диспетчерский район» в среднем обслуживалось по 60 самолетов в час. А в сентябре на секторе «Круг» в Домодедово интенсивность составила 63 воздушных судна в час. И таких примеров множество, утверждают в трудовой инспекции.
Также, как говорят проверяющие, повсеместно нарушается режим отдыха работников.Так, авиадиспетчерам из-за интенсивности работы положен дополнительный 10-минутный перерыв после каждого часа работы. Однако эта норма не соблюдается.
В профсоюзе авиадиспетчеров говорят, что отсутствие полноценного отдыха вкупе с повышенной интенсивностью движения может привести к негативным последствиям.
- Через один сектор в час проходят по 40–50 самолетов с интервалом в одну минуту, — говорит председатель Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. — Кроме того, количество пересекающихся маршрутов увеличилось в десятки раз, а это значит, что в десятки раз увеличилась и вероятность столкновения воздушных судов. А теперь представьте, что всем этим движением управляет человек с хроническим недосыпом. Ведь комнаты отдыха в диспетчерских пунктах не приспособлены для сна.
Всего трудовая инспекция выявила 14 нарушений трудового законодательства, которые должны быть устранены госкорпорацией до 26 декабря этого года.