Особенно стоит не терять бдительность перед Новым годом, когда желание аферистов погулять за чужой счет растет непомерно.
То, что мошенники пойдут на любые ухищрения, чтобы завладеть деньгами россиян, давно уже не новость. Но «придумок» становится все больше, потому эксперты и решили рассказать о «свежачке» и наиболее популярных в надежде, что узнавшие обязательно предупредят о них близких и знакомых.
Поддельные квитанции ЖКХ, которые рассылают мошенники, уже пройденный трюк. Впрочем, как и звонки с душераздирающим призывом: «Мама, я сбил человека, полиция может порешать вопрос, но нужны деньги немедленно». А вот невинная доставка букета цветов – это уже уловка поновее.
Схема такая: курьер с букетом от какого-то цветочного салона приносит его от «неизвестного поклонника». Букет великолепен, за все заплачено – чего бы и не взять?! На следующий день звонок из «салона» со словами: «Простите, наш курьер – человек новый, забыл подписать документ о доставке, а начальство возмущается и грозит бедолаге штрафом». Ну как не поддержать человека. Приходит СМС с неким кодом, который «доставщик букета» просит назвать для отчетности. Жертва, ничего не подозревая, называет код, тем самым предоставив мошенникам доступ к своим персональным данным, пишет «АиФ». А дальше дело техники: аферисты оформляют кредит по этим данным. И повезет, если аппетиты у мошенников скромные, а то придется выплачивать сердобольному обладателю «бесплатного сыра», то есть красивого букета, миллионы.
Популярностью пользуется у мошенников схема взлома аккаунтов жителей РФ на «Госуслугах» и других сервисах. Аферист звонит жертве от лица сотрудника почты России. Но не говорит: «Танцуйте, вам письмо/посылка…» Эти времена уже давно ушли в прошлое. «Сотрудник» сообщает о поступлении на имя человека почтового отправления. Оформить получение можно быстро, только вот для оформления заявки придет СМС с кодом, который и надо назвать. Одним словом, как в истории с букетом. Как предупреждает заслуженный юрист Соловьев, сообразительный абонент, понимая, что что-то не то, кладет трубку.
Но это только первая часть обмана. Затем поступает звонок уже от «сотрудника силовых ведомств» и сообщает о попытке взлома аккаунта жертвы на «Госуслугах», а для защиты снова просит назвать код, который придет по СМС, раскрыл уловку агентству «Прайм» юрист. Назвал – считай, стал жертвой взлома аккаунта на портале, потерял деньги и «обзавелся» микрокредитом. Соловьев советует вообще не вести никаких разговоров с незнакомцами.
А вот для любителей приобретать вещи на платформах, где размещают объявления о продажах, мошенники придумали другую схему - видеозвонок. «Покупатель» звонит продавцу и просит по видеосвязи показать облюбованный товар. Пока он разглядывает вещь и «пудрит мозги» продавцу, сообщники запрашивают изменение номера телефона жертвы в его банковском приложении. «Продавец», который на связи, читает СМС-код, отображающийся на экране.
Еще одной «новинкой» мошенников стала разработка аккаунта "Советы по безопасности" в Telegram. К разработчикам Telegram этот аккаунт не имеет никакого отношения. От лица разработчиков переписку с пользователями ведут злоумышленники, которые предупреждают о «мошеннических действиях», а чтобы предотвратить блокировку владельцу аккаунта необходимо подтвердить свои учетные данные. Следом скидывается ссылка на «системный центр», куда надо скинуть свои данные. Перейдя по ссылке можно столкнуться с требованием заполнить личные данные, включая и для входа в банковские приложения.
«Апробирование» проходит еще один вид мошенничества и тоже в Telegram. О нем телеграм-каналу Baza рассказала жертва. Как оказалось, он получил фото с просьбой посмотреть и уточнить – не он ли находится среди гостей. Мужчина открыл и…лишился денег. Причем, жертва видел, что сообщение пришло от неизвестного контакта, но любопытство взяло верх, вот и щелкнул по картинке. Потом был звонок из банка с просьбой подтвердить перевод денег с его карты. Карту он заблокировал, но за какие-то секунды, что он разглядывал фото, мошенники успели списать с его счета 22 тысячи рублей, но никаких СМС с кодом не приходило. Как они это сделали, теперь предстоит выяснить службе безопасности.
В канун Нового года следует быть особенно осторожными, поскольку грядут корпоративы и веселые посиделки с коллективом. Мошенники могут использовать дипфейки для шантажа. Как отмечают эксперты, именно этот вид особенно «проходной» у злоумышленников, и люди, чтобы не узнала семья, готовы заплатить за нелицеприятный ролик. Шантаж выдуманным непристойным поведением человека как раз срабатывает после шумных корпоративов, рассказал «Известиям» эксперт в области кибербезопасности RTM Group Евгений Царев. После приема алкоголя, как правило, язык развязывается, вот жертва и может «нелицеприятно высказаться о начальнике» или сотворить что-то непотребное (это уже зависит от мастерства монтажера мошенников).
Большинство не помнит, что было на гулянке, поэтому предпочитают заплатить. Поскольку дипфейки можно разоблачить – по движению губ, отсутствию или замедленности мимики, но ничто не мешает монтажеру солидного чиновника «уложить лицом в салат», а примерного семьянина «уткнуть в грудь молодой сотрудницы». Лучше избрать следующую тактику жертве шантажа – осторожно поинтересоваться у коллег, что происходило на вечеринке. Не исключено, что кто-то из друзей пошутил и «уложил в салат», так что стоит просто посмеяться.