По оценкам Центра стратегических разработок в платформенную занятость погружено от 2 до 5 млн работников
Государство заявило о намерении заняться «платформенной занятостью». Это сложное словосочетание означает людей, которые трудятся, получая задания, но вправе от таких заданий отказаться. Мы все знаем таких работников – это в первую очередь курьеры и таксисты. Но к ним относятся, например, и многие репетиторы, которые не просто преподают онлайн, но и должны при этом следовать определенной учебной программе.
Дело курьера
В июне 2020 года около трехсот работников Delivery Club из разных районов Москвы собрались на стихийный митинг. Вот уже два полных месяца фирма не платила им заработную плату. Впрочем, по заключенным договорам это была и не зарплата вовсе, поэтому максимум, что по закону могли сделать люди – подавать в суды и ждать месяцами у моря погоды. По понятным причинам их это не устраивало.
Delivery Club был не шарашкиной конторой, а структурным подразделением Mail.ru Group, всем известной фирмы, тесно связанной с российским высокопоставленным чиновничеством. Кому интересно, могут найти в описании лиц, имеющих отношение к организации, фамилии и Усманова, и Ковальчука, а генеральным директором нынче является Владимир Кириенко.
Митинг курьеров, впрочем, сработал, зарплату выдали, и на волне борьбы за свои права люди создали профсоюз. Его так и назвали – «Курьер».
Гигантский сервис, впрочем, тоже не сидел сложа руки. Ужесточилась система штрафов, перестали выдавать спецодежду, что вызвало новые забастовки. Поскольку дело было в Москве, все это активно освещалось многими СМИ. И вновь работники победили.
Вскоре аналогичные – и успешные – акции прошли в Сочи, Санкт-Петербурге и других городах. В Кемерово, например, в результате длившейся на протяжении недели стачки «Яндекс.Еда» была вынуждена отменить часть штрафов, ввести доплату за работу в новогодние праздники и изменить график сменности.
В общем, в апреле 2022 года лидера профсоюза курьеров Кирилла Украинцева бросили в тюрьму. Его обвинили в проведении «несанкционированных митингов». Свободные профсоюзы в лице Конфедерации труда России и левые организации – Украинцев был марксист и человек известный в левой среде – организовали кампанию солидарности, и лидер курьеров был освобожден. Но не потому что признан невиновным, а потому что пребывание в СИЗО было зачтено в качестве отбытия наказания в колонии.
Без права на пенсию
По оценкам Центра стратегических разработок в платформенную занятость погружено от 2 до 5 млн работников. Высшая школа экономики приводит другие цифры – около двух миллионов занятых постоянно и еще 12 миллионов занятых эпизодически. И это число постоянно растет.
Российских данных по категориям профессий нет, но Международная организация труда считает, что 49% таких работников занимается доставкой, 36% работают онлайн — преподаватели, программисты и проч., еще 14% — таксисты.
Эти отношения не являются полноценно трудовыми – человек вправе отказаться от заказа и выбрать свободный график. Но эти отношения не являются и чисто коммерческими (гражданско-правовыми), так как человек заключает договор не напрямую с клиентом, а через платформу, и платформа диктует свои условия.
Право на пенсию такие работники не получают, поскольку нет отчислений в Пенсионный фонд. Медстраховка, впрочем, есть – она оплачивается через символический налог на профессиональный доход, составляющий 4% от выручки.
Как в других странах
Собственно, в мире происходят те же процессы, что и в России.
В Евросоюзе платформенные работники охвачены всеми формами социальной защиты, кроме страхования от безработицы и в некоторых профессиях нет страхования от несчастных случаев.
В Корее курьеры и таксисты получили страхование от несчастных случаев. Страховки оплачиваются в равной пропорции работниками и платформами.
В Испании самозанятые имеют право на профсоюз и забастовку.
В Колумбии введен запрет на принудительное закрепление клиентов за работником, также дано право на профсоюзы и коллективные переговоры, введены взносы на пенсии и медстраховки.
В Индии ряд платформ, включая Amazon, Flipkart, Swiggy, Ola и Uber, выделили 1% годового оборота в социальный фонд.
В Болонье (Италия) профсоюз курьеров подписал соглашение с платформой, установившее минимальную оплату труда, компенсацию за сверхурочные и работу в выходные, работу в неблагоприятные по погоде дни.
В Китае платформа DiDi (доставка и такси) взяла на себя оплату велосипедов, страхование от несчастных случаев и больничные. Самозанятые и ИП получили право на профсоюз, коллективные переговоры и забастовку.
В Калифорнии (США) референдумом платформы обязаны платить взносы для страхования таксистов от несчастных случаев, введены минимальная зарплата, 6-часовой лимит непрерывной работы и 12-часовой дневной лимит труда, медицинское страхование.
Что важно сейчас
Трудно судить, куда вынесет российскую государственную машину, но учитывая, что закон обещают внести в Госдуму уже в апреле, следует высказать пару соображений.
Платформенную занятость важно определить как особую категорию трудовых отношений. Здесь нет штатного расписания, минимальной месячной оплаты труда, оплаты вынужденного простоя, наказания за отказ от выполнения заказа и правил внутреннего трудового распорядка.
Но при этом здесь должны быть:
- предельная продолжительность рабочего времени, особенно по перевозчикам;
- дополнительная оплата за сверхурочные работы, работу в ночное время, работу в выходные и праздничные дни;
- право на оплачиваемый отпуск;
- страхование от несчастных случаев, предоставление больничных листов и пенсионного обеспечения.
И, разумеется, у платформенных работников должно быть право на профсоюз, забастовку и коллективные переговоры. Кто как ни они лучше знают, что им нужно.
Последние новости России на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ
#Россия
#Новости
#Новости России
#Блокнот новости России
Самое интересное: