
В Международный день памяти жертв Холокоста историки вновь обращаются к самым мрачным страницам Второй мировой войны.
27 января 1945 года Красная Армия освободила Освенцим — самый известный символ нацистского геноцида. Однако был и другой лагерь, чья чудовищная «эффективность» в уничтожении людей поражает до сих пор. Речь о Треблинке, втором после Освенцима по количеству жертв, где было убито около 800 тысяч человек, в основном евреев.
Этот концлагерь, расположенный в 80 км от Варшавы, был освобожден войсками 65-й армии 1-го Белорусского фронта в августе 1944 года. Он состоял из двух частей: трудового лагеря Треблинка I и лагеря уничтожения Треблинка II. Историк спецслужб Олег Матвеев отмечает: «Принимая во внимание, что лагерь функционировал менее полутора лет, по интенсивности уничтожения он вполне может «конкурировать» с Освенцимом».
Но кто приводил в действие этот адский механизм? Немецкий персонал Треблинки II насчитывал всего около 40 офицеров и унтер-офицеров СС. Основную же физическую работу по охране, избиениям, пыткам и убийствам выполняли так называемые «травники» — выпускники специального учебного лагеря СС в польской деревне Травники.
«Школа палачей» в Травниках
Для реализации «окончательного решения еврейского вопроса» нацистам требовались послушные исполнители. Изначально туда набирали бывших советских военнопленных разных национальностей. Однако из-за частых побегов с мест службы нацисты изменили тактику. С осени 1942 года они стали делать ставку на добровольцев из местного гражданского населения на оккупированных польских территориях, в особенности на молодых украинцев из Люблина и Галиции.
Именно поэтому в немецких документах и свидетельствах выживших узников этих охранников часто называют «украинскими вахманами». Они охраняли не только Треблинку, но и другие лагеря смерти — Белжец, Собибор, еврейские гетто.
Янкель Верник, выживший в Треблинке, в своей подпольной брошюре «Год в Треблинке» писал: «Украинцы постоянно были пьяны… Наевшись и напившись, они искали другие развлечения. Они часто выбирали самых красивых еврейских девушек… затаскивали их в свои казармы, насиловали, а затем отправляли в газовые камеры».
Поражают своей откровенностью и признания самих «травников». Николай Сенник, служивший в Треблинке до осени 1943 года, на допросе в КГБ в 1961 году заявил: «Все до единого вахманы участвовали в расстрелах, избиениях, удушении людей в газовых камерах… Увильнуть от этого было невозможно. Я не знаю ни одного случая, чтобы вахман уклонился… это могло повлечь за собой немедленную смерть».
Расплата по горячим следам
Советская контрразведка «Смерш» начала охоту на палачей сразу после освобождения территории. В окрестностях Треблинки были задержаны шестеро «травников». Среди них — 23-летний Иван Шевченко из Киевской области. На следствии он описал свой «рабочий день»: участие в загонах людей в газовые камеры, избиения прикладом, а также «добивание» тех, кто выжил после отравления газом. «За период моей службы мною было расстреляно примерно до 50 человек», — хладнокровно заявил он.
22 ноября 1944 года был арестован еще один беглый охранник — Павел Лелеко из Херсонской области, дезертировавший с награбленным у жертв золотом. Он признался в убийстве около 30 узников.
Военный трибунал приговорил всех семерых к высшей мере наказания — расстрелу.
«Это были первые приговоры «травникам» из Треблинки, вынесенные ещё в период войны. В дальнейшем советские контрразведчики на протяжении десятилетий разыскивали и предавали суду их сослуживцев — соучастников массовых убийств», – отмечает Олег Матвеев.
Эта история — не просто страшная хроника военных преступлений. Это напоминание о том, как идеология ненависти может превратить обычных людей в машин массового уничтожения.
Новости Украины здесь, на Дзен - БлокнотРУ
#Новости Украины#Новости СВО
#Украина новости
#СВО
Эмоции, мнения и комментарии опубликованы ниже







