Но чаще случается наоборот — патриоты используют Z, O, V для поддержки военнослужащих.
Буква Z стала постоянным неофициальным символом специальной военной операции. Именно она, а также литеры V и O мелькают на военной технике, которая работает в зоне СВО. Во многих городах тоже можно встретить патриотическую символику. Но есть и те, кто избавляется от Z в своих логотипах. Видимо, «на всякий случай».
В сентябре жители страны заметили, что российская компания KDV Group — один из крупнейших российских пищевых холдингов России и производитель кондитерской продукции O`Zera, убрала из названия торговой марки своего шоколада литеру Z, заменив ее на кириллическую З. Под этой маркой выпускаются шоколад, зефиры, кексы, конфеты. Название, скорее всего, связано с местом выпуска продукции — всё делают на кондитерском комбинате «Озерский сувенир».
Интересно, что глава KDV Group Денис Штенгелов — личность достаточно известная. Миллионеру 50 лет, сейчас, по данным русской википедии, он постоянно проживает в Австралии. В 2021 году Штенгелов вошел в список 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, его состояние и активы оценивается в 650 млн долларов.
Предприниматель связан с трагедией в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово — он был совладельцем злополучного торгового центра (там погибли 60 человек, в том числе 37 детей) и выплатил по 3 млн рублей семьям каждого погибшего.
Товары с новыми этикетками стали появляться в августе этого года, пишет портал NGS. Сейчас в магазинах можно встретить шоколадки как с Z, так и с З, а на сайте компании эти варианты тоже перемешаны — на каких-то картинках Z, на каких-то З. В компании изменения объяснять не стали, а эксперты посчитали, что компания отказалась от латинской буквы «на всякий случай».
Похожая история произошла в мае этого года в Новороссийске. Там убрали букву Z из названия мясных магазинов. Причем, Z в логотипах сети торговых точек «За мясом» появилась задолго до российской спецоперации. Но жителям города логотип вдруг резко перестал нравиться. Даже появлялась информация, что на него жаловались, но её в мэрии города опровергли.
Вывески с буквой Z, которые оказались в центре скандала, были самовольными рекламными конструкциями, сообщили тогда в администрации города.
«Предприниматель не согласовывал эскизы и не обращался в отдел эстетики городской среды и наружной рекламы для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В настоящий момент в адрес владельца магазинов направлено предписание о демонтаже вывесок», — цитирует «Коммерсант» ответ городских властей.
В итоге собственник сначала закрыл Z черными пакетами, а затем поменял букву на русскую. Видимо, такие вывески более эстетичны, потому что в таком виде они висят до сих пор. При этом в городе много общественного транспорта с Z-символикой и патриотичными плакатами.
Между тем, еще недавно медиа-менеджер Маргарита Симоньян рассказала историю, когда издательство отказалось публиковать сборник поэзии из-за буквы Z на обложке.
«Когда мы обратились в издательства с предложением издать тот самый сборник современной фронтовой поэзии «Поэzия русского лета», который мы сами составили, сделали иллюстрации и вообще все, нам ответили: «Уберите с обложки букву Z. С этой буквой ни один книжный магазин не возьмет». Это цитата. И это, конечно, приговор. Нам всем», — написала Симоньян в своем телеграм-канале.
Россияне, читающие её, сильно удивились и заявили, что непременно купили бы книгу с буквой Z на обложке.
В большинстве случаев символов Z,V и O, которые ассоциируются со спецоперацией на Украине, не боятся — даже наоборот, используют их для того, чтобы выразить поддержку российской армии. Так, в июле на полях в Ростовской области появились гигантские символы Z и V – таким образом хлеборобы поддержали военнослужащих РФ.
«Блокнот» уже рассказывал ранее о том, что на Западе из-за буквы Z даже вне военного или политического контекста началась настоящая истерика. Использование символа в контексте поддержки операции на Украине запретили в Германии, Казахстане, Киргизии, латвии, Литве, Молдавии, Чехии, Эстонии и Украине.
Русофобию подхватили западные бренды. От буквы Z в названиях смартфонов отказалась южнокорейская Samsung. Она изменила наименование своих складных смартфонов Galaxy Z Fold3 и Galaxy Z Flip3, убрав из названия литеру Z. На официальных сайтах производителя электроники в Латвии, Литве и Эстонии смартфоны представлены под новым названием.
Сеть книжных магазинов Marwin в Казахстане отказалась от рабочей формы сотрудников с буквой Z, которая использовалась с 2019 года. Поводом для этого послужили негативные комментарии пользователей в соцсетях, которые призывали к бойкоту фирмы.
Швейцарская страховая компания Zurich Insurance отказалась от логотипа Z в соцсетях — синяя буква Z на белом фоне. В фирме пояснили, что он «может быть неверно истолкован», поэтому и принято такое решение.
В одном из финских городов маршрут, начинающийся с буквы Z, переименовали в X. В транспортной компании рассказали, что сделали это якобы по просьбам жителей.
Все это вызывает откровенное недоумение и критику в российских социальных сетях, а кто-то даже предложил использовать на российской технике и другие буквы латинского алфавита — просто интересно посмотреть, могут ли запретить в Европе весь алфавит.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в России и мире, подписывайтесь на наш канал в Telegram.