Миронов обвинил во всём электронное голосование и трехдневную систему.
СРЗП Сергея Миронова провалилась на только что завершившихся региональных выборах. Партия потеряла места в 6 из 16 заксобраний и лишь в одном регионе смогла собрать больше 10% голосов избирателей.
Миронов уже обвинил во всём избирательную систему – мол, три дня голосовать не надо, а электронное голосование – вообще от Дьявола. Эксперты же прямо называют результат СРЗП «крахом» и говорят, что в нём виноват сам Миронов.
Эсеры показали на региональных выборах самый жалкий результат среди «старых» парламентских партий за последние 10 лет. Они лишились фракций в Бурятии, Хакасии, Ивановской, Ростовской, Смоленской областях и в Ненецком автономном округе. Суммарно партия потеряла 18 мест в региональных парламентах.
Там, где им всё же удалось пройти, это удалось сделать «на тоненького». При проходном барьере в 5% голосов СРЗП получила, например, в Калмыкии 5,23% (8,43% пять лет назад), 6,29% в Забайкалье (8,97% в прошлый раз), а самый впечатляющий провал случился в Якутии – там вместо 15,94% СРЗП взяла лишь 9,39% голосов. Статистически значимо улучшить позиции у них получилось лишь в Башкирии (7,39% вместо 5,47%), Ярославле (11,19% вместо 10%) и Ульяновске (5,15% вместо 3,93%). Сильнее падение случилось только у коммунистов. В нескольких регионах, например в Забайкалье и Ивановской области, их поддержка сократилась более, чем вдвое. Но по абсолютным цифрам КПРФ оказалась всё равно на несколько голов выше СРЗП. Кроме того, ни в одном из регионов кандидаты в губернаторы от эсеров не смогли претендовать даже на второе место. «Это крах. Проходят [в заксобрания – “Блокнот»] если только на пузе”, – коротко и ёмко оценил результат партии политолог Александр Кынев, специализирующийся на региональной политике.
Сергей Миронов быстро нашел виноватых в таком провале. И уже заявил, что во всём виноваты растянутый на три дня «единый день голосования» и дистанционное электронное голосование (ДЭГ), применявшееся на этот раз более, чем в двух десятках регионов. «Трёхдневку», по словам Миронова, надо отменять – пандемия коронавируса ведь закончилась. А ДЭГ – вообще лучший друг фальсификаторов и доверия к нему нет. В этом Миронов впервые за много лет полностью противоречит своему кумиру – Владимиру Путину, который буквально на днях хвалил и то, и другое. Заранее снять партию с президентских выборов, как это сделал Миронов ради «поддержки нашего лидера Путина» – это без проблем, а вот с поддержкой ДЭГ и «трёхдневки» смириться никак нельзя.
Лидеру эсеров, по всей видимости, нужно всё-таки взять немного времени чтобы придумать какое-то более достоверное оправдание. Всё лето СРЗП и лично Миронов старательно играли в «договорняк». В одних регионах – как, например, в Нижнем Новгороде и Орле, отказывались выдвигать своих кандидатов в губернаторы под «благовидными предлогами».
«А параллельно мы ничего не могли предложить избирателям кроме очень топорно сработанной “коммунальной» темы и цитат из классиков русской литературы. Странно, что мы вообще прошли хоть где-то”, – сказал «Блокноту» один из высокопоставленных партийцев.
Не помогали Миронову даже самые заметные партийцы. Ничего у партии не получилось на «родине» депутата Госдумы Александра Терентьева в Алтайском крае. Не стал напрягаться ради голосования во Владимире и его авторитетный коллега из соседней Твери Алексей Чепа. А в Ростове, когда-то одном из главных «эсеровских» регионов, не нашлось замены для тяжело болеющего экс-депутата Госдумы Михаила Емельянова. А самый «денежный» современный «эсер» – челябинец Валерий Гартунг предпочёл заниматься своим заводом вместо того чтобы помогать партии. А ведь еще два года назад, перед думскими выборами, он рассматривался чуть ли не как глава всероссийского избирательного штаба партии Миронова.
Причину такого «бега» от партии как самих её лидеров, так и избирателей эксперты назвали давно. Миронов с самого начала СВО пытается быть «святее Папы Римского», то есть патриотичнее единороссов и Кремля вместе взятых.
Ещё зимой Миронов вовсю дружил с ныне покойным создателем ЧВК «Вагнера» Евгением Пригожиным и даже позировал с его кувалдой. Вовсю хвалил «военкора-писателя» и сопредседателя партии Захара Прилепина. И всем этим пугал своих соратников и избирателей с «левыми» идеями, нередко голосовавших за СРЗП. В итоге партия потеряла лицо, а с ним и всякую пользу не только для избирателей и самих партийцев, но и для Кремля.
«Место “самой не мерзкой четвертой силы» после ЕР, КПРФ и ЛДПР теперь занимают «Новые люди». Ярых сторонников СВО, как и тех, кто не хочет голосовать за единороссов, вполне соберут КПРФ и ЛДПР. Где тут место для Миронова?”, – интересуется политтехнолог, работающий с Кремлем.
Сам Миронов, похоже, совсем не против такого расклада. К своим 70 годам он уже обеспечил комфортное будущее всем членам своей семьи, даже официально не признанной дочери Веронике (инстаблогер Veronika Orchid), живущей между Миланом и Монако. А сам, по слухам, вполне может занять место в Совете федерации как первый сенатор из “президентской квоты” – это 30 пока вакантных мест в верхней палате, которых глава государства может назначать пожизненно по своему усмотрению.
Возможно, именно поэтому лидер СРЗП не усердствует в спасении партии. «Когда твоя партия провалилась на выборах из-за твоего крена в сторону оголтелого турбапатриотизма, исправить ситуацию можно только перегнув палку в обратную сторону. Главный либерал у нас теперь Миронов», – иронизирует политолог Константин Калачёв. И он вряд ли далёк от истины.
11 сентября на итоговой пресс-конференции Сергей Миронов заявил, что непрохождение 5-процентного барьера на выборах означает снятие с должности председателя регионального отделения партии. Эксперты прогнозируют, что ресурсных людей на замену будет искать трудно: партия стремительно теряет статусность и уходит в лигу политических карликов. Тут бы впору Миронову подумать о собственной отставке.