
Фото: коллаж "Блокнота"
Свердловская область – самый политически оживлённый из регионов, где в нынешнем сентябре будут выбирать губернатора. Здесь традиционно была сильна оппозиция, а простые избиратели любят устраивать единороссам неприятные сюрпризы.
Выборы губернатора столицы Урала – Свердловской области, похоже, разочаруют тех, кто ждал там борьбы. Несмотря на то, что врио губернатора Дениса Паслера свердловчане иногда путают с полпредом президента на Урале Артёмом Жогой из-за почти одинаковых лысин, воспользоваться этим будет некому. Все парламентские партии выдвинули против него по-настоящему беспомощных кандидатов, не способных отвоевать симпатии избирателей даже у Паслера.
Свердловская область – самый политически оживлённый из регионов, где в нынешнем сентябре будут выбирать губернатора. Здесь традиционно была сильна оппозиция, а простые избиратели любят устраивать единороссам неприятные сюрпризы. Например, массовые протесты против строительства православного храма в центре города, как это было в 2019 году. Или проголосовать на выборах мэра Екатеринбурга за оппозиционера, а ныне ещё и иноагента Евгения Ройзмана. Да и вообще, именно здесь расположено главное бельмо на глазу любого российского консерватора – “Ельцин-центр”. Поэтому многие ждали от выборов губернатора в столице Урала какой-то серьёзной “движухи”. “Не дождётесь”, – как бы отвечают им местные политики.

«Основного» кандидата, врио губернатора Дениса Паслера мощным тяжеловесом пока не назовёшь. Он получил назначение в Екатеринбург от Владимира Путина только в конце марта нынешнего года, а до этого не особенно успешно руководил Оренбургской областью. Там Паслер в прошлом году столкнулся с наводнением, от которого особенно сильно пострадал город Орск. А с последствиями катаклизма, судя по заявлениям преемника Паслера Евгения Солнцева, власти региона борются до сих пор. Про самого врио еще в Оренбурге говорили, что тот «устал от губернаторства» и был бы не прочь вернуться в коммерческий сектор. Но малая родина, что называется, позвала. И не откликнуться было невозможно.
Паслер родом из Свердловской области, и даже некоторое время возглавлял правительство региона в команде своего предшественника Евгения Куйвашева. И если среди чиновников и бизнесменов Паслера представлять никому не надо, то с простыми избирателями ситуация сложнее. Дело в том, что новый врио, в свой первый заход в свердловскую власть, не был публичной фигурой. Теперь это играет с ним злую шутку. Местные СМИ описывают истории о том, как идущего по улице в центре Екатеринбурга Паслера люди путают с куда более раскрученным политиком – полпредом президента в УрФО Артёмом Жогой. Рост, возраст и, главное, бравые лысины у обоих начальников, и правда, очень похожи. И несмотря на то, что уральские чиновники рассказывают «Блокноту» о быстром росте популярности Паслера (по их словам, она уже выше 30% избирателей), расти, очевидно, есть куда.
На прошлых выборах этим обязательно бы воспользовались оппоненты. Но не в этот раз. Конкурирующие партии как специально подбирали самых беспомощных кандидатов.

Настоящая «ягодка» среди них — выдвиженец «Новых людей» Рант Краев. Еще месяц назад у него была другая фамилия – Агаджанян. Журналистам этот депутат заксобрания области говорил, что решился на смену по личным причинам, а не из-за выборов. Но раскрывать их не стал. Краев-Агаджанян – верный человек лидера «Новых людей» Алексея Нечаева. Депутат раньше работал в его компании «Фаберлик», где отвечал за логистику. А также выпустился из проекта «Капитаны», личной кадровой системы Нечаева, когда молодёжь за деньги «Фаберлика» училась премудростям менеджмента в Москве. Для Краева, простого уроженца тамбовской глубинки, такая помощь по жизни точно неоценима. Но для свердловских избирателей ничем кроме смены фамилии он пока особенно не известен. Неудивительно, что именно Краева Нечаев, особо не скрывая, согласовал на выдвижение в губернаторы и с Паслером и с Жогой.

Не сильно лучше ситуация и с кандидатами от КПРФ и ЛДПР. Первые выдвинули в губернаторы главу обкома и тоже областного депутата Александра Ивачёва. Несмотря на свои молодые для коммунистов годы (Ивачёву нет даже 40 лет) это такой типичный коммунист. Большая часть новостных поводов от него связана с защитой от сноса памятников Владимиру Ленину в небольших городах Свердловской области. Ивачёв яростно защищает Ильича на заседаниях заксобрания, сравнивая борьбу с памятниками и русофобию. И устраивает пикеты коммунистов в защиту монументов. Помогает это слабо, но других поводов для хайпа у Ивачёва в последние месяцы не находилось. Возможно, как-то усилить борьбу ему поможет супруга Виктория, один из двух депутатов-коммунистов гордумы Екатеринбурга. Или наоборот помешает, тут уж как избирателям это подать.

Выдвиженец ЛДПР, тоже областной депутат, Александр Каптюг тоже движется строго в узких рамках партийной повести. Дарит разным людям пакеты с подарками и символикой ЛДПР, всячески поминает добрым словом Владимира Жириновского и лидера партии Леонида Слуцкого. Ну и, конечно же, борется с мигрантами. Своему формальному сопернику Денису Паслеру депутат Каптюг писал обращение с просьбой «снизить доступность социальных услуг» для приезжих иностранцев. Мол, понаедут, а потом еще их лечи. Врио на просьбу публично не отреагировал. В прошлом году Каптюг «брал под контроль» ситуацию с подростковыми разборками, когда в Нижних Сергах Свердловской области школьник-мигрант ударил в живот местную девочку, а кто-то записал это на телефон и выложил в соцсети. Впрочем, следователи справились и без привлечения Каптюга. Уже через несколько дней нападавшему предъявил обвинение СКР.

Но самым большим разочарованием может стать выступление «эсеров». Они выдвинули с виду статусного человека – руководителя реготделения партии и аж целого депутата Госдумы Андрея Кузнецова. Да ещё и местного, свердловца. «Но лучше бы был какой-нибудь варяг, чем наш Мистер Никто», – говорит «Блокноту» один из местных «эсеров». Он считает, что Кузнецов «просто не способен» выдать яркую речь или идею, «и даже внешне пресен». Этот депутат и правда всегда был в тени более ярких соратников. Например, Александра Буркова, бывшего депутата Госдумы и экс-губернатора Омской области, который строил свою карьеру именно как главный «эсер» всего Урала. И один из лидеров партии на уровне страны. В 2011-м году партия с ним во главе списка набрала на выборах в заксобрание области более 27% голосов при 33% у «Единой России». Это был один из самых громких успехов в истории партии. С подачи Буркова партия создала и один из своих главных и самых затратных проектов – сеть «Центров защиты прав граждан». Где юристы должны были бесплатно помогать жителям бороться, в основном, с коммунальным беспределом. И, вроде бы, всё на месте осталось и при Кузнецове-руководителе свердловских «эсеров». И центры он возглавляет, и сам – депутат Госдумы и даже в выборах участвует. Но на последних выборах в 2021-м году партия получила лишь 14,5% голосов, впервые с 2011 года проиграла второе место коммунистам и забрала всего четыре мандата. При Буркове их было девять.
Чем это всё может закончиться можно судить по последним выборам свердловского губернатора. Тогда уже порядком надоевший избирателям Евгений Куйвашев вышел «бороться» против тех же Кузнецова, Каптюга и Ивачёва. «Новых людей» представлял депутат Госдумы Александр Дёмин. Но погоды это не сделало. За Куйвашева проголосовало более 600 тысяч избирателей или 65,78%. Вторым пришёл Ивачёв (12,9%), третьим – Кузнецов (чуть больше 9%), а Каптюг и вовсе стал последним, получив немногим более 3% голосов. В таком раскладе у Паслера есть все шансы превзойти Куйвашева и спокойно набрать больше 70% голосов. А недовольным избирателям в Свердловской области, похоже, придётся поискать более интересное развлечение, чем губернаторские выборы.