
Он был популярней воблы и космических ракет
Шоколад кондитерской фабрики «Россия» хорошо известен всей стране: в советское время коробка конфет «Раздолье» входила в перечень обязательных подарков генсеку Леониду Брежневу – настолько они были вкусные. Самарским шоколадом кормили космонавтов, иностранных гостей и любимых женщин. По своей популярности конфеты с Волги опережали другие символы Самары: сушёную воблу и космическое ракеты. Сейчас предприятие выставлено на продажу. Об этом сообщает "Блокнот Самара".
Шоколадная фабрика «Россия» - предприятие полного цикла, выпускающее шоколад. Находится в Самаре. Построено в 1969 году по итальянской проекту, в 1970 выдало первую продукцию. В 1995-м году фабрика вошла в состав швейцарской группы Nestle. Летом 2022 года появилась информация о планах швейцарского собственника продать предприятие российским бизнесменам. За 25 лет владения международная корпорация вложила в «Россию» порядка $330 млн. Отличительная черта: жители домов, соседствующих с шоколадной фабрикой, обычно знают, когда начинается новый цикл варки шоколада по терпкому запаху какао, окутывающему район. В советское время особым шиком считалось разжиться с «России» крупным куском шоколада весом на 10-50 кг и отпиливать от него дольки по праздникам. Самыми популярными в линейке выпускаемой продукции были конфеты «Раздолье»: они опережали даже воблу, традиционно любимую волжанами.
Шоколадная фабрика Россия – один из самых известных символов самарского региона. В советское время Куйбышевская и впоследствии Самарская область славилась космическими кораблями и спутниками, самолетами и автомобилями ВАЗ, продукцией ликеро-водочного завода «Родник», пивобезалкогольного комбината «Жигулевское пиво» и.. шоколадом фабрики «Россия». Традиционный подарочный набор из Куйбышева (Самары) включал в себя 0,7 литров крепкого алкоголя, сушеную воблу, по прочности напоминающей сталь и конфеты «Раздолье» либо пару «российских» шоколадок. В отдельных случаях добавлялся ящик «Жигулевского». За такой подарок перед людьми было не стыдно.
Популярность продукции, выпускаемой в России на «России», была столь высока, что фабрика в числе первых российских предприятий сменила собственника: в 1995 году её активы выкупила швейцарская группа «Nestle», видевшая в самарском предприятии конкурента. После смены собственника и увольнения директора Елены Шпаковой, а она во многом определяла производственную и вкусовую политику в Самаре, да и в целом по стране, заговорили о том, что шоколад «России» перестал быть вкусным.
Он стал такой, как и везде ни лучше и не хуже. Жертва глобализации. По словам директора ООО «Посидим. Поедим.» Олега Фунтика, «Россия» стала одной из первых жертв мировой глобализации, утратившей уникальность. «Мне сложно оценивать доли рынка и параметры работы предприятия. Скажу как потребитель – я перестал брать шоколад «России» в качестве подарка», – говорит Фунтик. «Родник», «Жигулевское» и воблу беру, а шоколад нет.
В 2022 году в свете глобальных мировых политических и экономических потрясений, массовой замены иностранных собственников российский предприятий на национальный бизнес возникла тема с продажей шоколадной фабрики «Россия». Вместе с ней на неформальные торги выставили Самарский металлургический завод (контролировался американской компанией «Акроникс») и завод «Электрощит» (контролировался французской группой «Шнайдер Электрик»). Еще раньше за 1 рубль альянс «Рено-Ниссан» продал АвтоВАЗ группе «Ростех».
Но если СМЗ и Электрощит очень быстро сменили владельца, то вокруг «России» начались «шаманские танцы».
Сначала концерн Nestle планировал вернуть вложенное и чуть-чуть на этом заработать, потом пошли разговоры о поисках вариантов как бы не продавать «Россию». Затем всё затихло. И вот незадолго до Нового года появились новые интересанты из далеко Китая и не менее далеких Арабских Эмиратов. Пока кроме декларации желания приобрести активы «России» нет никакой точной информации. Да и национальная принадлежность покупателей пока не совсем ясна: говорят, они не очень похожи на этнических китайцев и арабов, зато по разговору их можно смело отнести к коренным жителям Поволжья. Впрочем, это не важно: интрига уже есть.







