Абхазский журналист напомнил, что в республике основные процессы во внутренней политике развиваются по стандартной схеме противостояния власти и оппозиции.
В конфликте абхазской оппозиции с действующей властью традиционно экономики было больше, чем политики. В 2014 году поводом для недовольства стал экономический вопрос – непрозрачность механизма распределения финансовой помощи из Москвы. Народное волнение возглавил тогдашний депутат народного собрания Рауль Хаджимба – и был поддержан народом.
Президент Александр Анкваб, вместо того, чтобы найти компромисс и успокоить общественность, уехал на российскую базу. С огромной долей вероятности в Абхазии ему должны быть только благодарны за это – но свое будущее как национального политика он свел на нет. До сих пор с глубоким чувством разочарования абхазы говорят, что 14 миллиардов рублей, выделенных Россией его администрации, были «куда-то» потрачены.
- В бытность Анкваба президентом был налажен достаточно примитивный, но действенный для тогдашней власти механизм. Был очень узкий круг людей, допущенных к освоению средств. Никаких прозрачных механизмов не было, бывший президент лично контролировал каждый рубль – не в смысле того, чтобы он расходовался правильно, а чтобы этот каждый рубль работал на укрепление его власти, – считает абхазский журналист Антон Кривенюк.
На волне текущего народного возмущения оппозиция пытается разыграть козырь, похожий с тем, что был в 2014 году. Инициативная группа от оппозиции, в которую входит и бывший президент Анкваб, собрала достаточное количество подписей для проведения референдума о досрочных президентских выборах. Неожиданный шаг для оппозиции сделал президент Хаджимба, согласившись на плебисцит.
Оппозиция попала в свою собственную ловушку. Воспользовавшись неосторожным высказыванием на закрытом совещании в МВД республики, оппозиция пошла на обострение, в ходе которого пострадали 19 человек. При этом лидеры оппозиции заявили о бойкоте инициируемого ими референдума.
- Проблема оппозиции в том, что они понимают в общем-то внутренне, что теряют нити управления ситуацией и репутацией. Им нужны все более резкие движения для того, чтобы вернуть себе шансы быть при власти. Но итог их резких действий – все большие репутационные издержки и упреки в отсутствии конструктива, – считает Кривенюк.
Президент Хаджимба, напротив, усвоил урок и сделал необходимые выводы. Провал референдума поднял рейтинг президента – и, отправив правительство в отставку, Хаджимба взял курс на политику, которая снизит напряженность в обществе.
При такой игре президента лидерам оппозиции нужно предлагать по-настоящему действенную повестку дня, потому что с таким бэкграундом оппозиционным лидерам не светит не то что выиграть референдум, а сами выборы президента можно с треском провалить.
Вместо ориентации на дисбаланс политической системы и производство конфликтов вокруг тех или иных политических фигур лидерам оппозиции необходимо сконцентрироваться на двустороннем взаимодействии с действующей властью по известному комплексу программ и проектов республики, так как вся эта кропотливая работа нуждается в спокойном взвешенном подходе.
Абхазским элитам следует задуматься о выработке стратегического курса развития государства. Из-за того что никто не хочет консолидироваться и уступать, все приводит к политической дестабилизации региона, застою экономики и раздражению населения.
В частности, вместо привлечения в страну серьезных инвестиций через покупку недвижимости до сих пор граждане других стран, в том числе и России, лишены права владеть какой-либо недвижимостью в Абхазии. Очередной политический шум создает лишь напряжение в отношениях с Москвой.