
Безвозмездная помощь странам региона Центральной Азии уменьшилась в десятки раз. Такой вывод сделан из отчета военной помощи Узбекистану, Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану, который на днях опубликовало Министерство обороны США. Помимо военной помощи, американцы сократили финансирование экономических проектов, гранты для неправительственных организаций.
Так, судя по цифрам, приведенным в инфографике, объем безвозмездной военной помощи республикам Центральной Азии существенно снизился. В нем подетально описаны траты, проводимые в рамках Статьи 1004 Закона о расходах на оборону, который позволяет Пентагону обучать и оснащать иностранные силы вооружением. Так, с октября 2013 по 2014 год, военная помощь Казахстану снизилась с $8,7 млн до $187 тыс., Кыргызстану с $21,3 млн до $1,2 млн, Таджикистану с $15,4 млн до $1,1 млн, Узбекистану с $5,7 млн до $156 тыс.
Если учесть, что урезали безвозмездную помощь всем республикам одинаково, можно говорить о том, что Центральноазиатский регион перестал быть приоритетным для США – делают выводы эксперты. Они же утверждают, что США в 2014 году поменяли стратегию в Центральной Азии. При этом некоторые американские аналитики связывают снижение помощи со сворачиванием миссии США в Афганистане и не исключают, что сокращение временное. Однако эксперты Российского института стратегических исследований не ожидают возврата США в регион. Они считают, что американцы ведут поиск новой модели своего присутствия в ЦА. Главная проблема все-таки заключается не в выводе войск из Афганистана. В сущности, если бы не ситуация, которая сложилась в последнее время в мире, в частности, на Ближнем Востоке, вряд ли бы Афганистан потерял бы свою актуальность для США. В конце концов, не для того они создавали движение «Талибан», не для того выдавливали Россию оттуда, чтобы после стольких лет взять и просто уйти. Смещение внешнеполитических приоритетов, разжигание ситуации на Украине, Ираке, Сирии и бюджетные проблемы подтолкнули США к урезанию безвозмездной помощи и программ в ЦА. Резкое снижение финансирования центральноазиатских проектов госдепартаментом и Агентством по международному развитию США (USAID) произошло уже в 2011 году. Ассигнование было уменьшено с 436 до 126 млн долларов. В 2013 году сумма расходов дошла до 118 млн долларов. Стоит отметить, что под сокращение попали в основном программы политического, социально-экономического и гуманитарного характера. Это только подтверждает прогнозы тех экспертов, которые говорят о снижении американского влияния на внутриполитические процессы в регионе. Пожалуй, исключением может стать только Узбекистан. Через территорию этой республики проходит главный канал Северной сети поставок, который снабжает группировку НАТО в Афганистане. Пентагон передал узбекской армии военную технику, которую вывел из Афганистана, включая вертолеты, беспилотники, броневики с усиленной минной защитой и др.
Чтобы развалить перспективный проект России Евразийский союз, США разработали долгосрочную экономическую программу «Новый шелковый путь», которая предполагает создание инфраструктуры между Центральной и Южной Азией и Афганистаном, чтобы наладить единую систему торговли между ними. Американцам даже удалось в рамках «Нового шелкового пути» реализовать мелкие проекты – строительство нескольких автодорог, мостов, железнодорожной ветки Узбекистан- Мазари-Шариф (Афганистан), однако реализация всех программ наталкивается на опасность маршрута через Афганистан, дороговизну, напряженность отношений между рядом стран и т.д. Как в сложившейся финансовой ситуации США намерены дальше осуществлять проект – большой вопрос, хотя задумка его связана была еще и со снижением российского и китайского влияния в ЦА.
В то же время заметно, как Россия увеличивает военную помощь республикам Центральной Азии, особенно Таджикистану и Кыргызстану. Проведенный недавно в Душанбе саммит Шанхайской организации сотрудничества еще раз подтвердил, что для России центральноазиатский регион был и остается приоритетом. И здесь она вынуждена делить его с еще одним мощным игроком – Китаем. Сегодня практически эта страна проникла во все сферы жизни центральноазиатских республик. Китай предоставляет щедро кредиты, чего Россия сделать не может. По сути только в Кыргызстане россияне готовы вкладывать миллиарды долларов для строительства ГЭС и развитие газотранспортной системы, во всех остальных странах ЦА никаких глобальных проектов, которые бы финансировались Россией – нет. Но в вопросе безопасности республики ЦА все же возлагают больше надежд именно на Россию как на давнего и надежного партнера. Особенно в борьбе с проникновением на территорию ЦА из Афганистана исламских радикалов и наркоторговцев.
Несмотря на то, что ЦА продолжает оставаться ареной столкновения интересов трех крупных мировых держав – США, России и Китая, все же стратегия США в центральноазиатском регионе осложнена наличием множества факторов. Так что у России сегодня есть все шансы закрепиться в регионе, обойдя своего политического оппонента.
Самое интересное: