О перспективах киевского режима «Блокнот» поговорил с публицистом, политологом, руководителем Агентства Стратегических Коммуникаций Вадимом Самодуровым.
«Политическая система воюющих государств всегда подвергается процессу мутаций. То есть, определенных стойких, фундаментальных изменений. Эти мутации не всегда проявляются сразу, как например, в США, где после окончания Второй Мировой войны начались гонения на коммунистов и инакомыслящих и фактически возникла новая форма тоталитаризма и фашизма. Но, допустим, на примере Афганистана мы знаем, что в 60-е годы, до начала войны Афганистан был совершенно другим нежели сейчас. Там была свободная пресса, избираемый парламент, развивалась какая-никакая торговля с Европой, афганские девушки и женщины могли получать образование и щеголяли в мини-юбках… Вплоть до начала войны в 1979 году страна двигалась по пути прогресса. А потом все быстро закончилось – и мы знаем в какое средневековье погрузилась эта страна", - напомнил Вадим Самодуров.
Украина на современном этапе уверенно движется в направлении военной диктатуры, а в будущем, возможно, военной хунты. Потому что Владимир Зеленский, несмотря на то, что из него делают местного «дуче» - все же человек глубоко гражданский. А по мере углубления и разрастания войны влияние военных будет расти и усиливаться. И в какой-то момент к власти, безусловно, может прийти группа военных – это будет продиктовано совершенно естественным порядком вещей: танком не может управлять хипстер, который до этого управлял самокатом. Когда военная машина полностью поглотит государство и гражданское общество, то неизбежно к власти придут военные.
• На Украине, безусловно есть очень мощная социальная и гражданская активность. Но это все никак не конвертируется в формирование самостоятельной политической жизни. Украина, к сожалению, на сегодняшний день является марионеточным государством, которое полностью зависит от стран Европы и от Соединенных Штатом, и которое управляется из вне. По-другому и быть не может, учитывая ту огромную долговую массу, которую набрала Украина, и масштабы той «помощи», которую оказывают западные страны в войне против России. Украина, опять-таки, к сожалению, сама выбрала для себя эту роль. Хотя географическое положение этой страны и ее геополитическое значение позволяло ей прекрасно существовать в качестве такого «подвижного сустава» соединяющего Россию и Запад. В этой роли страна могла развиваться, поддерживать отношения и с Западом и с Россией и пользоваться всеми преимуществами своего положения.
• Ускорение политических процессов в мире и эволюционное усложнение международной системы достигло такого уровня, что делать сейчас какие-либо формально-описательные прогнозы вряд ли имеет смысл. Можно и нужно рассматривать как минимум три-четыре возможных сценария. На мой взгляд, они выглядят следующим образом. В основе первого сценария общая нарастающая усталость от войны, экономического кризиса и нарастающее социальное недовольство в том числе в европейских странах и в США. В этих условиях Украину вероятнее всего принудят заключению перемирия с Россией по «корейскому образцу», о чем уже говорят публичные лица на Украине.
В основе второго сценария лежит то, что для России и президента Путина поражение в этой войне будет иметь катастрофические, смертельные последствия. Это понимают даже противники войны. И осознание тяжести этих последствий до сих пор является и будет является тем каркасом, который вопреки личной пацифистской позиции многих людей, будет скреплять и консолидировать российское общество, заставляя его ради его сохранения и выживаемости воевать до полной победы. Понятно, что это на многие десятилетия полностью изолирует Россию, но Украина при этом перестанет существовать как отдельное независимое государство.
Ну и наконец третий сценарий базируется на том, что пока кризис не достиг пика и глобальные игроки не готовы к принятию каких-то решений. Это «инерционный сценарий». Он предполагает, что к лету война перейдет в вялотекущую, «позиционную» стадию, и в таком виде будет продолжаться до 2024 года, когда произойдет смена власти в США, и вполне возможно, что и в России тоже.
• Борьба с политической оппозицией ведется на Украине с 2014 года. Когда была запрещена деятельность коммунистической партии, когда начались репрессии против инакомыслящих, и когда начались политические убийства.
На сегодняшний день оппозиции на Украине не существует. Она либо бежала из страны, либо физически уничтожена, либо она перекрасилась в результате того, что Украина вошла в военный конфликт с Россией. Такое положение дел сохранится до тех пор пока Украина не выйдет из того состояния, в котором она находится в настоящее время».