Образование существует столько же, сколько существует цивилизация. Можно смело утверждать, что образование, умение передавать опыт и полезные знания и есть человеческая цивилизация. Первый учитель и первый ученик появились на заре веков, раньше многих известных социальных институтов. Отменит ли «цифра» этот древний союз?
Создание цифровой среды – один из основных трендов развития современного образования во всем мире. Школьные учителя и преподаватели вузов все чаще используют в процессе обучения современные инструменты, производные развития ИТ-технологий – онлайн-курсы, интерактивные симуляторы, дополненную реальность, интернет.
С 2012 года активно работают и развиваются зарубежные учебные онлайн-платформы, крупнейшие из них – Coursera и EdX. Они дают возможность в онлайн-режиме изучать программы крупнейших мировых университетов любому желающему, в том числе российским студентам.
В 2015 году была запущена Национальная платформа открытого образования, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа была учреждена ведущими университетами - МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО.
«Вузы-учредители проекта разрабатывают и запускают на платформе онлайн-курсы по своим основным специализациям. Мы сосредоточили усилия на традиционных инженерных курсах: материаловедении, физической химии, термодинамике, сопротивлении материалов и основам конструирования. За два года в НИТУ «МИСиС» было разработано 20 онлайн-курсов по приоритетным направлениям», – рассказывает ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова.
Чтобы закрепить и поддержать этот тренд Министерство образования и науки России инициировало реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». В рамках проекта запущен и проходит апробацию ресурс «одного окна», объединяющей десятки онлайн-платформ и сотни онлайн-курсов.
Однако зачастую студенты, родители, да и преподаватели выражают опасение, что прогресс вытеснит традиционные методы обучения на обочину образовательной системы, что компьютер заменит учителя.
Опасения, что с развитием цифрового образования университеты превратятся в каталог ссылок на онлайн-курсы, а роль преподавателя в образовательном процессе значительно сократится, не имеют под собой существенных оснований, уверена ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. По ее словам, для студентов очень важно общение с преподавателем, и с развитием онлайн-обучения его миссия смещается в сторону наставника, ментора и эксперта, помогающего погрузиться в предмет и разобраться в деталях и тонкостях. Онлайн-образование – это инструмент, который призван усилить качество образования, обеспечить его доступность. Сегодня созданием онлайн-курсов занимаются лучшие преподаватели ведущих вузов страны и ресурс «одного окна» доступен из любой точки России и мира.
«Поступать в вуз все равно необходимо — полностью продублировать все вузовские программы онлайн-курсы смогут еще нескоро. Через несколько лет, вполне вероятно, можно будет пройти полный теоретический курс университетского образования на онлайн-платформе, но сейчас мы делаем только первые шаги», – рассказывает Алевтина Черникова. – «И только дистанционно получить полноценное техническое образование все-таки невозможно. Нельзя стать инженером без работы в лабораториях, без выполнения практических заданий, без практики на производстве».
Чтобы оставаться успешным и востребованным специалистом, нужно постоянно развиваться, интересоваться новым и внедрять это новое в свою ежедневную практику. А как иначе, если каждые десять лет наши представления не только о профессии, но и мире кардинально меняются?
«В современном, быстро меняющемся мире востребованный на рынке труда специалист должен быстро адаптироваться, думать на несколько шагов вперед, уметь принимать решения в стрессовой ситуации – одним словом, делать то, что не в состоянии сделать робот», – отмечает руководитель НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. – Успешный профессионал должен обладать склонностью к самостоятельному обучению и постоянному самообразованию. Поэтому наша задача – при помощи онлайн-технологий давать студентам новые возможности, расширять межвузовское взаимодействие».
Но широко внедряя новое, не стоит бездумно отбрасывать проверенные инструменты. Учитель был и останется основным проводником знаний и практического опыта, мостом между прошлым и будущим. А современные технологии облегчат его благородную ношу, помогут сделать его вечный труд эффективней.
В заключение можно сказать, что широко известный в нашей стране лозунг «учиться, учиться и еще раз учиться» с приходом цифровой образовательной среды не только не потерял своей актуальности, но и приобрел новое значение.
Самое интересное: