Перспективы цифрового преподавания в России

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость

Цифровое образование НИТУ МИСИС

Образование существует столько же, сколько существует цивилизация. Можно смело утверждать, что образование, умение передавать опыт и полезные знания и есть человеческая цивилизация. Первый учитель и первый ученик появились на заре веков, раньше многих известных социальных институтов. Отменит ли «цифра» этот древний союз?

Создание цифровой среды – один из основных трендов развития современного образования во всем мире. Школьные учителя и преподаватели вузов все чаще используют в процессе обучения современные инструменты, производные развития ИТ-технологий – онлайн-курсы, интерактивные симуляторы, дополненную реальность, интернет.

С 2012 года активно работают и развиваются зарубежные учебные онлайн-платформы, крупнейшие из них – Coursera и EdX. Они дают возможность в онлайн-режиме изучать программы крупнейших мировых университетов любому желающему, в том числе российским студентам.

В 2015 году была запущена Национальная платформа открытого образования, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа была учреждена ведущими университетами - МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО.

«Вузы-учредители проекта разрабатывают и запускают на платформе онлайн-курсы по своим основным специализациям. Мы сосредоточили усилия на традиционных инженерных курсах: материаловедении, физической химии, термодинамике, сопротивлении материалов и основам конструирования. За два года в НИТУ «МИСиС» было разработано 20 онлайн-курсов по приоритетным направлениям», – рассказывает ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова.

Чтобы закрепить и поддержать этот тренд Министерство образования и науки России инициировало реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». В рамках проекта запущен и проходит апробацию ресурс «одного окна», объединяющей десятки онлайн-платформ и сотни онлайн-курсов.

Однако зачастую студенты, родители, да и преподаватели выражают опасение, что прогресс вытеснит традиционные методы обучения на обочину образовательной системы, что компьютер заменит учителя.

Опасения, что с развитием цифрового образования университеты превратятся в каталог ссылок на онлайн-курсы, а роль преподавателя в образовательном процессе значительно сократится, не имеют под собой существенных оснований, уверена ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. По ее словам, для студентов очень важно общение с преподавателем, и с развитием онлайн-обучения его миссия смещается в сторону наставника, ментора и эксперта, помогающего погрузиться в предмет и разобраться в деталях и тонкостях. Онлайн-образование – это инструмент, который призван усилить качество образования, обеспечить его доступность. Сегодня созданием онлайн-курсов занимаются лучшие преподаватели ведущих вузов страны и ресурс «одного окна» доступен из любой точки России и мира.

«Поступать в вуз все равно необходимо — полностью продублировать все вузовские программы онлайн-курсы смогут еще нескоро. Через несколько лет, вполне вероятно, можно будет пройти полный теоретический курс университетского образования на онлайн-платформе, но сейчас мы делаем только первые шаги», – рассказывает Алевтина Черникова. – «И только дистанционно получить полноценное техническое образование все-таки невозможно. Нельзя стать инженером без работы в лабораториях, без выполнения практических заданий, без практики на производстве».

Чтобы оставаться успешным и востребованным специалистом, нужно постоянно развиваться, интересоваться новым и внедрять это новое в свою ежедневную практику. А как иначе, если каждые десять лет наши представления не только о профессии, но и мире кардинально меняются?

ректор МИСиС Алевтина Черникова

«В современном, быстро меняющемся мире востребованный на рынке труда специалист должен быстро адаптироваться, думать на несколько шагов вперед, уметь принимать решения в стрессовой ситуации – одним словом, делать то, что не в состоянии сделать робот», – отмечает руководитель НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. – Успешный профессионал должен обладать склонностью к самостоятельному обучению и постоянному самообразованию. Поэтому наша задача – при помощи онлайн-технологий давать студентам новые возможности, расширять межвузовское взаимодействие».

Но широко внедряя новое, не стоит бездумно отбрасывать проверенные инструменты. Учитель был и останется основным проводником знаний и практического опыта, мостом между прошлым и будущим. А современные технологии облегчат его благородную ношу, помогут сделать его вечный труд эффективней.

В заключение можно сказать, что широко известный в нашей стране лозунг «учиться, учиться и еще раз учиться» с приходом цифровой образовательной среды не только не потерял своей актуальности, но и приобрел новое значение.

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Ударит ли арест замминистра обороны по Сергею Шойгу

ОБЩЕСТВО

Заседание суда по аресту замминистра обороны РФ Тимура Иванова может состояться уже завтра, 24 апреля.

Опечатка в политической системе. Верховный суд приостановил на два месяца деятельность «Партии Дела»

ОБЩЕСТВО

Партия активно набирала обороты, шла очень уверенно и предлагала востребованные идеи развития внутреннего несырьевого производства.

Россия вошла в двадцатку стран с самым дешевым бензином

Торговля

Примерно каждый пятый житель страны отмечает, что бензин дорожает.

«Такую страну невозможно победить»: появилось видео, на котором Илон Маск заявил о поддержке России и Путина

В МИРЕ

Предположительно, это часть интервью, которое известный предприниматель дал на скандальном шоу Дона Лемона.

«Возникло ощущение, что мы работаем»: в парламенте Крыма забыли выключить микрофон

Власть

Крымские депутаты забыли выключить микрофон во время заседания