Евросоюз не готов отказаться от проекта, поскольку обойтись без российского газа в ближайшей перспективе невозможно. Ни «Набукко», ни Трансадриатический трубопровод, ни Катар и Алжир не обеспечат Европу газом.
Вопрос о проекте «Южный поток» еще не закрыт окончательно, думает депутат Государственной Думы Иван Грачев.
- Альтернативы российскому проекту на сегодняшний момент для Европы нет, - категорично заявляет член комитета Госдумы по энергетике.
При этом депутат-справедливоросс честно признался, что изначально был против этого дорогостоящего проекта. Кроме того, прекрасно знал, что «Южный поток» упрется в Болгарию и Румынию, а это – крайне ненадежные партнеры, практически ничем не лучше Украины, объяснил Грачев.
- И все же позднее я предположил, что все-таки удастся заключить три договора между Германией в лице Евросоюза, России и Украины, «взять» три ключа, и система заработает. Но не сложилось, - говорит эксперт.
Надежда на трубопровод «Набукко» призрачная. Это нереализованный проект магистрального газопровода протяженностью 3300 км из Туркмении и Азербайджана от Каспийского моря через Турцию в Болгарию и Австрию. Проектная мощность — 26-32 млрд кубометров газа в год. Разговоры о проекте ведутся давно, удалось даже достигнуть договоренность с Азербайджаном и Туркменистаном по поставке газа, однако ЕС несколько раз откладывала вопрос со строительством. Он был положен на полку, прежде всего, потому, что не выдержал конкуренции с «Южным потоком».
- Я объяснял европейским коллегам, что «Набукко» – это не тот проект, который им нужен, так как в Азербайджане газа недостаточно для заполнения трубы, а туркменский газ заберет Россия и Китай, практически Европе ничего не останется, - приводит доводы Грачев.
Фантастической идеей он назвал поставку американского сланцевого газа для ЕС.
- В США сланцевый газ стоит 200 долларов за тысячу кубических метров, а у нас 20 долларов. Думаю, это лишнее говорить о выгодах. Но дело не только в цене. Приобретение газа у американцев будет означать конец конкурентоспособности Европы! - говорит депутат.
Брать сланцевый газ у кого-то поближе, к примеру, у Польши или Литвы, не получится: порода в этих странах гораздо сложнее, соответственно добыча обходится дороже, не говоря уже о большом ущербе для природы. Так что многие сланцевые проекты закрылись как бесперспективные.
У Европы есть также проект строительства большого терминала СПГ (сжиженного природного газа) на хорватском острове Крк, куда будет поступать газ из Катара и Алжира, а также США.
- Но и этот проект очень сомнителен. Катар и Алжир основную часть своего газа гонят в Японию и Китай, причем по цене 600 долларов за тысячу кубометров и даже выше, - объяснил Грачев.
Еще один вариант - Трансадриатический газопровод (TAP), который, как и «Набукко», может транспортировать газ из Азербайджана через Турцию. И снова встает вопрос – способен ли азербайджанский газ удовлетворить потребности Европы?
Иван Грачев обращает внимание на то, что от сворачивания «Южного потока» страдает Юго-Восточная Европа, так как Северная Европа удовлетворяет свои газовые потребности за счет проекта «Северный поток».
Как бы то ни было, решение российского президента Владимира Путина закрыть проект «Южный поток» застало врасплох Евросоюз. В эти дни Брюссель должен принять решение в связи со сложившейся ситуацией и как можно скорее, потому что страны Юго-Восточной Европы ждут от него помощи, особенно после того, как он сыграл существенную роль в похоронах «Южного потока».