Верховный суд РФ направил скандальное дело обувного ритейлера на новое рассмотрение
17 февраля в Арбитражном суде Владимирской области продолжится рассмотрение иска ООО «Дом одежды» (входит в орбиту ГК Zenden) к Межрайонной инспекции ФНС №13. Компания уже седьмой год пытается оспорить баснословные налоговые доначисления — 876 млн рублей. Эти деньги, по версии фискальных органов, бизнес не доплатил государству. Поражение в арбитраже может привести к краху Zenden Group. Основатель компании Андрей Павлов считает, что силовики ведут против ООО «Дом Одежды» системную войну, цель которой уничтожить и бренд, и коммерческую структуру. Блокнот.ру изучил резонансное дело Zenden. Ниже — хроника убийства успешной бизнес-единицы, на предприятиях которой трудятся тысячи семей.
Генезис конфликта
Оглядываясь назад, Андрей Павлов вспоминает, что причиной конфронтации между ним и силовиками могли стать многочисленные трения, возникшие у него с чиновниками. Павлов — меценат. Долгое время он финансирует создание детских и юношеских военно-патриотических клубов, устраивает соревнования, ремонтирует школы, помогает ветеранам. Бизнесмен говорит, что всегда требует от подрядчиков делать свою работу на совесть, но власти часто торопят: дескать, нечего придираться.
«И так сойдёт. Подписывай. Принимай работы», - настаивали как-то раз чиновники, когда Павлов обнаружил очередную халтуру.
Ещё один неприятный инцидент был связан со строительством военно-патриотического лагеря в Новгородской области, который тоже возводили при содействии основателя Zenden Group. Однако в какой-то момент власти решили продать все земельные участки вокруг этого объекта. В итоге дети оказались в «кольце» частных владений. Павлова это возмутило. Со временем он перестал находить общий язык с первыми лицами региона.
История с никудышным ремонтом в одной из школ, который оплатил бизнесмен, получила неожиданное продолжение. После того как Павлов стал упираться и требовать исправить дефекты, к нему пришли сотрудники Федеральной налоговой службы. И началось…
Наезд
Первый сигнал (и первый точечный удар по бизнесу) Андрей Павлов получил шесть лет назад. Тогда Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №13 по Владимирской области провела выездную проверку ООО «Дом Одежды». Они изучали документы за 2013–2015 годы. Фискальные органы решили, что 22 индивидуальных предпринимателя, которым компания продавала свои товары как оптовикам, были связаны с ней и контролировались Павловым. Такой вывод они сделали по разным причинам, в том числе и довольно абсурдным. Например, во время разбирательства налоговики демонстрировали фотографии, на которых Андрей Павлов и другой известный бизнесмен Сергей Галетов вместе отправились в путешествие. Этот факт якобы доказывает, что Павлов оказывал влияние на партнёра по бизнесу. А значит, не исключено, что контролировал и других индивидуальных предпринимателей, использующих бренд Zenden.
Всего таких ИП, сотрудничающих с ООО «Дом Одежды», было 350. Но претензии в «дроблении» бизнеса якобы с целью налоговой оптимизации предъявили 22 индивидуальным предпринимателям. Складывается ощущение, что отобрали самых крупных ИП, чтобы максимально напугать и задавить доначислениями.
Юристы, защищающие Zenden, утверждают, что в реальности фискалы проверили деятельность лишь 7 индивидуальных предпринимателей, которые были связаны родственными или дружественными отношениями с учредителем ООО «Дом Одежды» Андреем Павловым. Однако выводы сделали в отношении 22 коммерсантов. К тому же налоговики объединили их доход и доход основателя Zenden. А такие «фокусы» вряд ли можно назвать законными.
«Деятельность ООО «Дом Одежды», выражающаяся в реальных хозяйственных результатах, не может быть признана формальной только в интересах доначисления налоговыми органами сумм налогов, пеней и штрафов», - подчёркивают защитники Zenden.
Но вернёмся к проверке, которую в 2016 году начали сотрудники ФНС. Её итоги потрясли не только Павлова, но и всех остальных участников рынка, которые, как и основатель Zenden Group, развивают в России франшизный бизнес. Что, если налоговики и их заподозрят в «дроблении»?
Что касается ООО «Дом Одежды», то МИФНС №13 доначислила компании внушительные суммы: 405 млн рублей НДС, 185,9 рублей пени по нему, 190,1 млн рублей налога на прибыль организаций и 93 млн рублей пени по нему, а также пеню на НДФЛ. Итог: 876 млн рублей.
«Дом Одежды» не стал дожидаться окончания арбитражного спора и выплатил все доначисленные налоги. Хотя юристы, защищающие компанию, объясняли, что база 1С (её, к слову, изъяли уже после налоговой проверки) не может быть доказательством, поскольку в ней указаны не фактические показатели продаж, а лишь прогнозируемые.
«Эти цифры были нужны, чтобы обеспечить без опозданий и в необходимых объёмах поставку сезонных товаров», - подчёркивали представители компании.
Но ни этот аргумент, ни тот факт, что бренд Zenden бесплатно использовали все партнёры, не убедили сотрудников ФНС. Фискалы продолжают настаивать на том, что «Дом Одежды» не собирался вести реальную экономическую деятельность, а менеджеры компании обманули государство. По версии налоговиков, «Дом Одежды» недоплатила налог на прибыль и НДС за счёт вывода части выручки на взаимозависимых и подконтрольных индивидуальных предпринимателей. Последние применяли льготные режимы налогообложения — единый налог на вмененный доход и упрощённую систему.
Пройдёт время, и ООО «Дом одежды» дважды сможет отбиться от претензий ФНС в суде. Юристы компании оспорят в двух инстанциях налоговые доначисления. Так, в сентябре 2020 года суд удовлетворил требования коммерсантов, обязав ИФНС выплатить им обратно 405 млн рублей доначисленного НДС и 187 млн рублей доначисленного налога на прибыль в виде штрафа и пени. В марте 2021 года апелляционная инстанция оставила это решение в силе. Но 19 мая 2021 года ФНС вновь пошла в атаку и подала кассационную жалобу и Арбитражный суд Волго-Вятского округа. Тогда Фемида встала на строну фискальных органов.
Комментируя итог рассмотрения кассационной жалобы, Андрей Павлов говорит, что де-факто его юристы победили:
«Достаточно почитать определение, где чёрным по белому написано: «Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену решений первой и второй инстанции, не обнаружено».
Точка зрения защиты
Партнер ГК «АудитКонсалтингГрупп» Олег Давыдов, защищающий интересы ООО «Дом Одежды» в судах, в комментариях порталу Право.ру заявил, что при рассмотрении кассационной жалобы Арбитражный суд Волго-Вятского округа не установил, что судом первой и апелляционной инстанций допущены нарушения либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, являющиеся основанием отмены решения. Он ссылается на часть 1 статьи 288 АПК РФ.
«В кассационной инстанции дело рассматривалось каждый раз сначала в полном объеме на протяжении трёх заседаний, - говорит Давыдов. - Налоговый орган не смог указать, какая норма права нарушена судами первой и апелляционной инстанции при вынесении решения, его доводы были направлены на исследование доказательств и установление обстоятельств по делу иным образом, чем установили суды первой и апелляционной инстанций».
Защитник ООО «Дом Одежды» подчёркивает, что при рассмотрении в первой инстанции ФНС и не заявляла о снижении налоговой нагрузки:
"Тогда речь шла о незаконном обналичивании и возврате выручки ИП, но доказать это ответчику не удалось. Поэтому эти доводы инспекции, вопреки утверждению Суда округа, физически не могли быть рассмотрены судом первой инстанции. При этом суды рассматривали вопрос о динамике показателей деятельности общества и уплаченных налогов и установили, что в действительности они выросли, в ряде случаев более чем на 750%.
Что касается миграции сотрудников, то первая инстанция только указала, что она составила всего 3% от общей численности работников «Дома Одежды», и вообще не ссылалась на «единичность». В деле также есть показания этих сотрудников, которые подтверждают, что сменили место работы по собственной инициативе. По всей видимости, в ФНС видят «схему» даже в том, что сотрудник сам меняет работодателя внутри одного города, уходя на большую зарплату с карьерным ростом", - объясняет юрист, представляющий интересы Zenden.
Давыдов считает, что выводы АС Волго-Вятского округа, отраженные в постановлении, противоречат его же позиции во время заседаний.
«Тогда он указал, что исследование и оценка доказательств происходит в судебном заседании и упоминание в акте не всех доказательств не говорит, что суд их не оценивал, - говорит он. - Первая и апелляционная инстанция также пришли к выводу, что у оптовиков были и другие поставщики, помимо ООО «Дом Одежды». Таким образом, кассация в своем постановлении указывает фактические обстоятельства дела не так, как их установили нижестоящие инстанции».
По мнению партнера ГК «АудитКонсалтингГрупп», судебный акт кассационной инстанции преследует цель не расширить предмет доказывания, а осуществить сбор дополнительных доказательств для их дальнейшей переоценки.
«В данном случае судом кассационной инстанции существенно нарушаются нормы процессуального права (ч. 2 ст. 65, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288 АПК РФ), что приводит к выходу Суда округа за пределы своих полномочий и нарушению пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. АС Волго-Вятского округа дал ФНС возможность неоднократно участвовать в рассмотрении дела по правилам первой инстанции, - говорит Давыдов. - Он также напомнил, что судом установлен факт вынесения налоговой оспариваемого решения после проверки 7 ИП, которые как-то связаны с Павловым, но выводы бездоказательно сделала в отношении 22 предпринимателей».
Дошли до Верховного суда
В январе 2022 года юристы ООО «Дом Одежды» попытались оспорить претензии ФНС в Верховном суде РФ. Но там вокруг этого дела сразу же начали происходить странные события. 14 января Судебная коллегия по экономическим спорам ВС, ссылаясь на то, что судья Татьяна Завьялова отсутствует, заменила её на Анатолия Першутова. Тот в свою очередь, изучив изложенные в жалобах доводы и принятые по делу судебные акты, не нашёл оснований для передачи дела Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
«Отменяя указанные судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд округа исходил из того, что судами не в полном объёме установлены имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, что исключает возможность установления законности и правомерности выводов судебных инстанций», - говорится в определении Анатолия Першутова от 19 января.
Юристы ООО «Дом Одежды» считают, что, возвращая дело в первую инстанцию, этот процесс затягивается только ещё больше. Всё это, по их мнению, мешает добиться правовой определенности.
Изучая дело Zenden, поражаешься, насколько халатно подошли к расследованию «преступлений» бизнесменов налоговики. Например, в изъятой сотрудниками ФНС базе 1С, эксперт, изучавший её по заданию Следственного комитета, обнаружил… исправления. Оказалось, что неизвестные внесли в базу после выемки более 1 млн правок.
Дальше — больше. Из дела стали исчезать CD-R диски, на которых хранилась важная информация. Однако суд отчего-то не принимает эти факты во внимание.
Выходит, что фальсифицируются не только документы, но и данные на электронных носителях. Косвенно это подтверждают и экспертизы, которые проводили сотрудники Следственного комитета РФ.
Не понятно, что будет и с другим нарушением, которое допустили налоговики. Во время арбитражного разбирательства представители ФНС предоставили суду поддельный документ «Ответы банков (справка) об остатках денежных средств на счете (счетах) налогоплательщика». Компания обратилась в Следственный комитет РФ. Сегодня Андрей Павлов подтвердил журналисту «Блокнота», что заявление по этому факту у них приняли, но конкретных решений подчинённые председателя СК РФ Александра Бастрыкина пока не приняли.
Заступились за бизнес
Одним из первых, кто сразу же поддержал Андрея Павлова и коллектив Zenden Group в неравной схватке с фискалами, был Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. Омбудсмен и сейчас внимательно следит за тем, что происходит вокруг ООО «Дом Одежды». По данным «Блокнота», Титов направил в адрес Председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева письмо, в котором настаивает на объективном рассмотрении искового заявления ООО «Дом Одежды» в адрес ФНС.
Кроме Бориса Титова, на защиту бизнеса встал председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Он и ещё один социалист — депутат Госдумы Алексей Чепа - тоже обратились к Вячеславу Лебедеву. Политики считают, что давление, которое фискалы оказывают сегодня на лидера обувного рынка России, перешло все разумные границы. Парламентарии переживают, что аналогичные случаи могут произойти и с другими бизнесменами.
«Наезд» налоговиков на Zenden выглядит странно ещё и потому, что компания никогда не использовала оффшоры. Тем не менее предпринимателя продолжают душить. Нынешние претензии ФНС не сопоставимы с размером деятельности бизнеса Андрея Павлова и грозят ему банкротством. А значит, на рынке исчезнет ещё один известный отечественный производитель.
К сожалению, Zenden — это не единственная структура, попавшая в «мясорубку» ФНС. Достаточно открыть базу «СПАРК», изучить открытые источники в сети, и станет очевидно, что большинство игроков на обувном рынке в любой момент могут попасть под риски «дробления» бизнеса. Это и «Юничел», и «Паоло Конте», инициатором банкротства которого выступил Сбербанк, и «Обувь России», допустившая в начале февраля дефолт. Если налоговики захотят, то завтра объявят любых предпринимателей преступниками. Самый свежий пример - обувной бренд «Ральф Рингер». Владельцы этого бизнеса тоже столкнулись с доначислениями налогов на фантастическую сумму — 3,8 млрд рублей.
Тучи сгущаются и над другими известными брендами: Франческо Донни, Монро и даже над представителями среднего и малого бизнеса.
Игроки обувного рынка бьют тревогу. Они считают, что сегодня вопрос стоит не только в сохранении рабочих мест, а ещё и в том, чтобы спасти национальный бизнес.
«Или мы хотим вернуться в 90-е годы, когда рынок был отдан иностранцам и теневым компаниям? - недоумевает Андрей Павлов, - Все российские обувные фабрики и бренды сегодня ходят «под статьёй». В это время страна завалена контрабандой и контрафактом. Сотни тысяч торговых точек, которыми управляют выходцы из Средней Азии, ушли «в тень». Фактически они работают в криминальном поле. Часто без касс, или не принимают банковские карты. У товара, который они реализуют, нет маркировки и сертификатов качества. Одним словом, торгуют подделками. Но силовики и ФНС отчего-то это не замечают. Или не хотят замечать?»
Надо признать, что сегодня в нашей стране вновь стала острой проблема преследования предпринимателей. К сожалению, наблюдавшаяся в последнее время тенденция по сокращению количества уголовных дел по экономическим статьям прекратилась. В 2021 году их число выросло на 9%, как и увеличилось число подследственных в тюрьмах. Кажется, для предпринимателей наступило время «тихого» ГУЛАГа.