Сервисы доставки не занимаются ничем полезным и даже убыточны, но отнимают у экономики как минимум полтора миллиона людей
Курьеры и доставка – проблема для российской экономики. Соответствующее заявление сделал Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов.
По его словам, пишет РБК, эта сфера оттягивает как минимум полтора миллиона человек, которые могли бы, к примеру, работать на заводах. Может, даже и два миллиона, с учетом работающих на доставку упаковщиков и сборщиков заказов. В итоге значительную часть населения «отучили от банального навыка просто ходить по магазинам».
При этом сами сервисы, по словам Кузнецова, убыточны, их деятельность оплачивается «за счет иных ресурсов». При этом реального производства, то есть увеличения числа товаров в экономике, они не дают. Зато производственный сектор теряет дефицитные кадры.
При этом сервисы доставки активно используют самозанятых, за которых почти не приходится платить налогов – «минус 40% налоговой нагрузки».
В сети уже появилась масса ехидных комментариев: мол, а вы просто платите на заводах больше. Тем не менее, есть и доводы в защиту мнения чиновника. Так, канал «Многонационал» пишет:
«Собственно, в чём Кузнецов не прав? Только говоря А, нужно говорить и Б.
А почему у нас на должность «убыточного» курьера можно устроиться самозанятым и не платить практически никаких налогов? Кто создал такую налоговую систему при которой реальные производства просто не могут конкурировать с фирмами где работают самозанятые? Почему у нас иностранцы могут работать в режиме самозанятости? Почему так?»
И действительно: при прочих равных зарплата «по-белому» и доход самозанятого отличаются почти в полтора раза. В итоге режим самозанятости стал повсеместно, особенно если говорить о сфере доставки, подменять нормальные трудовые отношения «по договору». Хотя изначально подразумевалось, что самозанятый – это не сотрудник крупной компании, а, к примеру, сантехник-одиночка. Да и мигранту давать права на самозанятость нелогично.
Обилие курьеров, а также таксистов, критиковали и раньше. Так, вице-президент ТПП Елена Дыбова в августе предлагала и вовсе всех их разогнать: «некому выполнять гособоронзаказ».