«С особым цинизмом». Саратовские чиновники поздравили работников с ликвидацией предприятия

ПромышленностьПрокомментируйте новость
«С особым цинизмом». Саратовские чиновники поздравили работников с ликвидацией предприятия

До сих пор завод выступал основным поставщиком аккумуляторов для военных нужд.

В Саратовской области продолжается «удивительная» по своей абсурдности история, связанная с ведущим в России заводом по производству аккумуляторов и систем автономного энергоснабжения и энергосбережения.

Как раз в тот день, когда «ЗАИТ» одновременно встречал свой 90-летний юбилей, а кредиторы вынесли ему приговор, приняв решение о начале конкурсного производства, министр промышленности Саратовской области Михаил Торгашин поздравил завод с 90-летием, заявив, что в составе «Трансмашхолдинга» он сохраняет свою специализацию и вообще процветает. Что примечательно, Михаил Торгашин известен как лоббист интересов «Трансмашхолдинга», ранее отвечавший за интересы этой структуры в Пензенской области.

- Желаем предприятию и всему коллективу уверенного роста и достижения намеченных целей. Успехов вам! - напутствовал министр завод, который кредиторы решили отправить на ликвидацию.

С таким же радужным настроением встретил известие о банкротстве и директор завода Станислав Егоров, поспешивший заявить, что конкурсное производство не подразумевает остановку предприятия и увольнение сотрудников, а затеяно лишь для избавления от долгов. Хотя для любого здравомыслящего человека очевидно, что банкротство и ликвидация завода не может иметь ничего общего с развитием и успехами.

История о том, как Завод «АИТ» буквально за два года прошел путь от лидера в своей нише до банкрота – любопытна и показательна. Предприятие успешно выполняло заказы – в том числе для нужд армии и обороны, связи, навигации, вело новые разработки. Но с 2021 года, когда 50% доли в предприятии получила дочерняя структура «Трансмашхолдинга», компания «ТМХ - Энергетические решения», завод начал терять заказы и накапливать долги. Особенно обострились проблемы при назначенном в 2022 году гендиректоре Станиславе Егорове. Несмотря на то, что еще в апреле 2022 года участники предприятия утвердили бизнес-план с прибылью на 430 млн рублей и казалось бы, курс был взят на развитие, завод подал на самобанкротство, едва закончился введенный на федеральном уровне мораторий.

 Коллектив предприятия обращался во все инстанции, призывая вмешаться в ситуацию и спасти завод. Тема банкротства завода неоднократно поднималась в федеральных СМИ  . На проблему обращали внимание депутаты Госдумы, отраслевики, эксперты.  Всем вроде бы, что предприятие стратегическое, разрабатывает востребованную в современной промышленности технику, завод надо спасать.  Однако за прошедшие полгода стараниями министра промышленности и энергетики Саратовской области Михаила Торгашина ситуация не только не улучшилась, напротив завод фактически пустили «под нож».

Что интересно, в с июня 2023 года у «Завода АИТ» появился клон, ООО «Автономные источники тока». По мнению экспертов, первоначальная версия о том, что структуры «Трансмашхолдинга» просто «рейдерят» завод в ущерб интересам государства, акционеров, коллектива предприятия – кажется, получает очевидные подтверждения.

В этом контексте, интересен и  состав кредиторов,  которые ведут предприятие к ликвидации. Как явствует из протокола вчерашнего собрания кредиторов, за конкурсное производство проголосовали трое из четырех участников, это ООО «Тракс», ООО «Трансэнергопром» и АО «Уралэлектромедь», против выступило только ООО «Экокул». Общий объем обязательств завода перед кредиторами, решившими пустить предприятие с молотка, составляет 839,8 млн рублей - 97,6% от общего объема долга. Судя по всему, все три кредитора — аффилированы «Трансмашхолдингу». Это могло бы подтверждаться тем, что «Тракс» недавно скупал долги «ЗАИТ», «Трансэнергопром» вместе «ТМХ-Энергетические решения», совладельцем саратовского завода, подписывали в этом году соглашение о развитии энергетической отрасли в Чувашии, «Уралэлектромедь» входит в состав «Уральской горно-металлургической компании»  (УГМК), аффилированной  с «Трансмашхолдингом». Так что завод, по сути, должен своим же совладельцам в лице ТМХ. И ничто не мешает им заключить мировое соглашение, чтобы спасти уникальное оборонное производство.

 Коллектив предприятия обращался во все инстанции, призывая вмешаться в ситуацию и спасти завод.
Фото: "Блокнот"

Будет ли жизнь у «ЗАИТ» после введения конкурсного производства? Да, примерно такая же, как у человека в коме. Последняя стадия банкротства, как известно, это процедура, предназначенная в первую очередь для ликвидации должника. Полноценно работать в таких условиях предприятие не может. Подобные вопросы уже поднимались в ходе банкротства «Саратовского института стекла», чиновники бились как львы, чтобы не допустить введения конкурса. С заводом же аккумуляторов они пребывают в состоянии сонливой расслабленности.

- В тот момент, когда назначат конкурсного управляющего, на нем будет лежать ответственность за проведение мероприятий о ликвидации, - объясняет депутат Саратовской гордумы и профессиональный арбитражный управляющий Виктор Марков. - Судебная практика последних лет говорит о том, что все должно быть направлено на ликвидацию предприятия и распродажу имущества для покрытия долгов перед кредиторами.

Дальнейшая судьба  Завода автономных источников тока, по мнению эксперта, будет зависеть от того, какую конечную цель наметили его кредиторы. Возможно, они рассчитывают на то, что специфическое оборудование завода не привлечет других игроков рынка, а значит, предприятие можно будет выставить на торги, чтобы потом с понижением цены выкупить. Как правило, для этого первые торги проводятся с очень высокой стартовой ценой, а интересант выкупает производство уже на стадии продажи путем публичного предложения с понижением.

Не исключен, полагает специалист, и такой вариант: имущество завода будет сдано в аренду другому юрлицу, на которое переведут и сотрудников. Примерно такую картину Саратов уже наблюдал с предприятиями «Солнечных продуктов», «Волжским терминалом» и «Аткарским МЭЗом», доставшимися ГК «Русагро» после некоторого периода работы по давальческим схемам. В любом случае, работать, содержать сотрудников и платить налоги, отметил Виктор Марков, должник в конкурсном производстве не сможет. Ограничен он и в крупных сделках, и в участии в любых закупочных процедурах. И, самое главное, в выполнении гособоронзаказа – до сих пор завод выступал основным поставщиком аккумуляторов для военных нужд. 

 Ранее «Блокнот» уже неоднократно обращал внимание на странные дела, которые творятся в «вотчине» спикера Госдумы Вячеслава Володина. В одном из материалов мы рассказывали как вице-губернатор Саратовской области Игорь Пивоваров набросился на журналистов с нецензурной бранью из-за вопросов о проблемах в регионе.

Также «Блокнот» ранее рассказывал о том, как чиновники в Саратовской области устроили возмутительный корпоратив, закрыв для этого городской парк.

В Саратовской области мигрантам запретили работать в общепите и в сфере перевозок: ждёт ли это всю Россию

Россиянин трагически погиб во время отдыха в Таиланде: мужчина упал с пятиметровой высоты

«Перепутали с русским»: толпа мигрантов избила азербайджанца за поддержку СВО

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Словакия на пороге гражданской войны: МВД задержало украинскую жену стрелявшего в Фицо

В МИРЕ

Полиция обвинила стрелка в попытке умышленного убийства из мести: ему грозит от 25 лет до пожизненного заключения.

Зеленский стал "невыездным": названа истинная причина отказа президента Украины от заграничных поездок

В МИРЕ

Глава киевского режима сознательно обрек себя на затворничество из-за страха.

Поможем одному из ста: почему чиновники от калининградской медицины, словно, издеваются над глухими детьми и их родителями

ОБЩЕСТВО

Замена речевого процессора в регионе лишь одному из многих нуждающихся превратилась из прецедента в бюрократический фарс.