
Туманным утром 10 апреля 2010 года под Смоленском, заходя на посадку, потерпел крушение польский борт №1.
Туманным утром 10 апреля 2010 года под Смоленском, заходя на посадку, потерпел крушение польский борт №1. В результате катастрофы никто не выжил. Трагедия унесла жизни 96 человек, в том числе польского президента Леха Качиньского и его супруги Марии, а также практически всей властной верхушки Польши.
Позднее Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и следователи тогда еще Следственного комитета при Прокуратуре РФ установят, что причиной катастрофы стали действия экипажа. Однако в Польше до сих пор винят в случившемся российскую сторону.
Рассказываем о резонансной авиакатастрофе, произошедшей 15 лет назад, и разбираемся, что в ней является правдой, а что вымыслом.
Утром 10 апреля 2010 года президент Польши Лех Качиньский вместе со своей женой Марией и рядом высокопоставленных политиков направился в Смоленск для участия в церемонии памяти захороненных в Катыни польских офицеров. При этом рейс вылетел из Варшавы в Смоленск на час позже запланированного времени.

Предстоящее мероприятие обещало быть политически напряженным, так как в гибели польских офицеров польская сторона винила не немцев, а руководство СССР. На церемонии должны были звучать громкие речи польских высокопоставленных политиков, очерняющие СССР и Иосифа Сталина. Камень собирались бросить и в сторону России, которая является правопреемницей СССР.
Несмотря на это, в России были готовы принять польскую делегацию и предоставили ей возможность приземлиться на военном аэродроме Северный, который расположен на окраине Смоленска.
При подлете к аэродрому самолет столкнулся с проблемой в виде плохих погодных условий (стоял сильный туман), о чем диспетчер своевременно предупредил экипаж польского самолета с первым лицом на борту.
Тем не менее, несмотря на предупреждение, президентский борт все же пошел на посадку и на фоне сильного тумана на удалении 1,5 км от взлетной полосы пролетел ниже глиссады. Не добравшись до полосы, борт столкнулся с деревьями и рухнул в лесополосе. Все, кто находился на борту, погибли.

Как выяснилось в результате проведенного расследования, катастрофа произошла при второй попытке посадить самолет. В 1,05 км от взлетной полосы воздушное судно сначала задело деревья левым крылом, а после резко наклонилось и упало, ударившись о землю, - следует из отчета МАК.
При этом согласно официальным данным расследования, к авиакатастрофе привели решение экипажа о посадке при условиях хуже минимальных требований, снижение ниже допустимой высоты, игнорирование предупреждений об опасности и возможное влияние психологических факторов.
В России расследование этой трагедии уже давно завершено, а уголовное дело прекращено в связи с уходом из жизни лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, — экипажа самолета и главкома ВВС Польши Анджея Бласика, который настоятельно требовал от экипажа не уходить ни на второй круг, ни на запасной аэродром.
Тем не менее, в Польше до сих пор считают, что катастрофа стала следствием злого умысла, и обвиняют российскую сторону в сокрытии истинных причин трагедии.

Сразу же после крушения самолета Ту-154М президента Польши Леха Качиньского, в Польше выдвинули следующие версии случившегося:
Заложенная бомба. Изначально речь шла о другом самолете, который не летал в Россию. Затем версию скорректировали: якобы во время модернизации на заводе в Самаре в крыло разбившегося Ту-154М заранее заложили радиоуправляемое взрывное устройство.
Неправильные команды диспетчера. Польская сторона утверждала, что диспетчер на вышке аэропорта давал экипажу неверные указания. Однако командовать экипажем диспетчер не имеет права — все решения пилоты принимают самостоятельно.
Дезинформация экипажа. Польская сторона также утверждала, что диспетчер якобы сознательно дезинформировал экипаж о пространственном положении самолета, что и привело к трагедии.
Взрыв на борту. 10 сентября 2012 года члены польской партии «Закон и справедливость» выступили с версией о взрыве на президентском борте. Позднее сама же Главная военная прокуратура Польши опровергла эту версию, поскольку следов взрывчатки на обломках самолета обнаружено не было.

Как установила комиссия МАК и российские следователи, в момент столкновения с землей в кабине экипажа находился Главнокомандующий ВВС Польши Анджей Бласик, который являлся пассажиром и при заходе на посадку был обязан сидеть в своем кресле, пристегнутый ремнем безопасности.
Тем не менее, глава польских ВВС отправился в кабину пилотов, где оказывал давление на экипаж. Судя по расшифрованной позднее записи, Бласик находился у пилотов до самого крушения и, предположительно, повлиял на печальный исход событий, так как именно он, пользуясь своим высокопоставленным положением, настаивал на посадке именно в окутанном туманом Смоленске, в то время как диспетчер предлагал перенаправить воздушное судно в Подмосковье или в Витебск.
Однако поляки очень спешили в Катынь, чтобы разразиться там антироссийскими речами. Поэтому было решено, что экипаж должен рискнуть и, несмотря на туман, сесть на аэродроме Северный. При этом в теле (в крови) Власика впоследствии обнаружили алкоголь.
В результате проведенного расследования российской стороне стало ясно, что к катастрофе привели не только плохие погодные условия, но и халатность польского руководства, которое надавило на экипаж и заставило его неоправданно рисковать.
Однако в Польше на разных уровнях и с разными подробностями до сих пор обвиняют Россию в том, что борт №1 был якобы случайно сбит ПВО, что для создания тумана над аэродромом был специально распылен жидкий гелий, или, например, что на аэродром после катастрофы был сброшен десант «для уничтожения оставшихся в живых».

Польские политики до сих пор обвиняют в крушении самолета под Смоленском российские службы. Согласно результатам проведенного в Польше расследования, заявлено, что предоставленные следствию российской стороной записи переговоров якобы содержат несоответствия и могли подвергаться изменениям.
Даже спустя 15 лет после авиационной катастрофы под Смоленском, в которой погибли президент Польши Лех Качиньский, ряд других известных польских политиков и почти все высшее военное командование государства, Варшава не оставляет попыток возложить ответственность за произошедшее на Россию.
10 апреля 2025 года Национальная прокуратура Польши продлила до конца года расследование уголовного дела о крушении президентского самолета Ту-154M под Смоленском, а значит, со стороны Польши ожидается еще не одна волна грязи, целью которой является обвинение России в гибели польской элиты.