«Ашинская Хиросима»: 35 лет назад произошла крупнейшая в истории железнодорожная катастрофа

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
«Ашинская Хиросима»: 35 лет назад произошла крупнейшая в истории железнодорожная катастрофа

«Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили...»

Также 4 июня Международный день очистки водоемов, День мелиоратора и День Святой Троицы, а также в этот день в 1916 году во время Первой мировой войны начался Брусиловский прорыв русской армии, в 1962 году на экраны СССР вышел первый номер сатирического киножурнала «Фитиль», а в 2019 году в Москве был открыт памятник узникам концлагерей и гетто.

Подробнее поговорим о событиях 4 июня 1989 года, когда в СССР под Уфой произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа. «Ашинская трагедия» случилась на Транссибирской магистрали в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 километрах от города Аши Челябинской области на перегоне Аша — Улу-Теляк.

Фотография с места Ашинской трагедии

В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошел мощный взрыв облака легких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье». В результате взрыва погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, еще 623 получили ранения. В катастрофе пострадали жители из 45 регионов РСФСР, а также еще 8 союзных республик.

По чудовищному совпадению за год до этой катастрофы, день в день (4 июня 1988 года), произошла крупная железнодорожная катастрофа в Арзамасе.

Предшествующие обстоятельства

Строительство нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» диаметром 720 мм и длиной 1852 километра было санкционировано постановлением Совета министров СССР в 1981 году.

Фотография с места Ашинской трагедии

Согласно постановлению, первую очередь нефтепровода должны были ввести в строй в 1983—1984 годах, однако руководство Миннефтепрома приняло решение перепрофилировать уже почти готовый нефтепровод в продуктопровод.

Техническими правилами было запрещено транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, однако при перепрофилировании это требование было проигнорировано.

Трасса трубопровода в 14 местах пересекала железные дороги, в том числе, в четырех местах, электрифицированные. Среди них — Транссибирская магистраль с большим грузопотоком. После катастрофы трубопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

Фотография с места Ашинской трагедии

Катастрофа

На трубе нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» («Южный Балык — Миннибаево»), по которому транспортировали широкую фракцию легких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль.

Примерно за 3 часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера», так как плотность их паров была выше, чем у воздуха.

Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность (видимо, подразумевался запах бензина, так как трубопроводный природный газ сам по себе без запаха), но этому не придали значения.

Фотография с места Ашинской трагедии

4 июня 1989 года в 01:14 по местному времени (3 июня в 23:14 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов на перегоне между остановочными пунктами Железнодорожная будка 1708-й километр (деревня Лемеза) и Железнодорожная будка 1712-й километр (деревня Рассвет) прогремел мощный объемный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. Вследствие опоздания, два поезда оказались на этом месте перегона одновременно.

В поездах № 211 «Новосибирск — Адлер» (20 вагонов) и № 212 «Адлер — Новосибирск» (18 вагонов) находились 1284 пассажира (в том числе 383 ребенка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.

Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, 7 из них полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов сильно обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. По официальным данным, погибли 575 человек (по другим данным — 645 человек), включая 9 хоккеистов юниорской команды «Трактор-73»; 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Среди погибших был 181 ребенок.

Фотография с места Ашинской трагедии

Воспламенение большого объема газа, распределенного в пространстве, имело характер объемного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн в тротиловом эквиваленте. По другим оценкам, мощность объемного взрыва могла доходить до 12 килотонн, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн).

Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аше, расположенном более чем в 10 километрах от места катастрофы. Столб пламени был виден более чем за 100 километров. Было разрушено 350 метров железнодорожных путей и 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 гектаров.

К тому же место катастрофы было расположено в труднодоступном малонаселенном районе с горно-таежной местностью. Оказание помощи было весьма затруднено.

Фотография с места Ашинской трагедии

Ликвидация последствий

Сразу после катастрофы выжившие начали помогать друг другу покинуть вагоны и место трагедии. Часть раненых смогла самостоятельно добраться до ближайших населенных пунктов. Первыми на место катастрофы прибыли жители близлежащих населенных пунктов, в них же осуществлялась и временная эвакуация и первая помощь части пострадавших.

«Когда мы облетали место аварии, было такое впечатление, что напалм какой-то прошел. От деревьев остались черные колья, как будто их ободрали от корня до верхушки. Вагоны были разбросаны, раскиданы…», - вспоминал впоследствии Алексей Годок, первый заместитель начальника пассажирской службы Южно-Уральской железной дороги.

Из-за большого количества пострадавших с тяжелыми степенями ожогов, требующих длительного и сложного лечения, госпитализация в зависимости от степени тяжести осуществлялась как в близлежащие больницы, так и в больницы и госпитали Уфы, Челябинска, Куйбышева, Казани, Свердловска, Новосибирска, Барнаула и Москвы (в том числе авиатранспортом). Восстановительное лечение и реабилитация некоторым больным впоследствии осуществлялась и за границей. По сей день данное происшествие считается самым крупным по количеству ожоговых больных в истории современной России.

Фотография с места Ашинской трагедии

Врач-реаниматолог областной клинической больницы Владислав Загребенко вспоминал: «Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжелому будешь помогать, ты потеряешь двадцать (которых можно успеть спасти). Особо хочу сказать об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, сестер же столько не наберешь, и еще была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, все, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтерами. Вся Аша поднялась на помощь».

В 1992 году на месте трагедии был сооружен мемориал с восьмиметровым монументом. Ежегодно у него проходят траурные митинги.

Мемориал в память о жертвах Ашинской трагедии

После этой катастрофы появилась инструкция для всех машинистов: почувствовав запах газа — сразу же предупреждать и прекращать движение поездов, до выяснения обстоятельств. К сожалению, для этого понадобился столь страшный урок.

Последние новости происшествиях и криминале в России читайте здесь, на БлокнотРУ


#Происшествия сегодня
#Происшествия и криминал
#Криминал и происшествия

Свое мнение о новостях и происшествиях в России можно опубликовать ниже, в комментариях

«С Россией нельзя разговаривать с позиции силы»: 26 июня 2015 года умер Евгений Примаков

ВСУ причастны к террористической атаке на российский борт ИЛ-76, перевозивший военнопленных для обмена

Ночная атака ВСУ: из-за детонации боеприпасов в Воронежской области введен режим ЧС

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

«С Россией нельзя разговаривать с позиции силы»: 26 июня 2015 года умер Евгений Примаков

ОБЩЕСТВО

В марте 1999 года Примаков направлялся с визитом в США, однако, узнав в полете о решении НАТО бомбить Югославию, развернул борт и вернулся в Москву.

Устали от русофобии: спецслужбы Украины задержали офицера пограничника, сливавшего разведданные России

ОБЩЕСТВО

СБУ задержала украинского офицера-пограничника, руководителя отделения погранотряда на границе с Беларусью по подозрению в передаче разведданных в Россию. Об этом сообщила ...

Шокирующее видео: момент удара ракеты АТАСМS по пляжу в Севастополе

ЧП

В результате атаки погибли 5 человек, в том числе трое детей.

Международный уголовный суд решил арестовать Шойгу и Герасимова

ПОЛИТИКА

В Совете безопасности РФ назвали решение МУС — «сотрясанием воздуха».