Фильм «Я шагаю по Москве» выполняет роль «визуального документа», позволяющего зрителям погрузиться в московскую реальность начала 1960-х годов.
«Я шагаю по Москве» — советский художественный фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» режиссером Георгием Данелией по сценарию Геннадия Шпаликова в 1963—1964 годах. Пока картина готовится отметить 60-летие, нельзя не вспомнить о том, с чего все начиналось, и не поговорить о том светлом образе Москвы, который был создан в киноленте.
Фильм «Я шагаю по Москве», представляющий собой цепочку завершенных эпизодов-новелл, стал кинематографическим дебютом для ряда исполнителей (Евгений Стеблов, Владимир Басов, Ирина Мирошниченко); Никита Михалков впервые сыграл главную роль в кино.
Лента, жанр которой определен создателями как лирическая комедия, была снята оператором Вадимом Юсовым с применением длиннофокусной оптики, позволившей приблизить фактуру изображения к эффекту подлинности. В картине звучит песня Андрея Петрова на стихи Геннадия Шпаликова «А я иду, шагаю по Москве».
Отзывы и рецензии современников Данелии и Шпаликова были неоднозначными. В киноведческих изданиях, наряду с признанием мягкого лиризма картины и естественной игры актеров, звучали претензии, связанные с «бесконфликтностью» действия и отсутствием в сюжете сложной драматургии. Мол, картина лишь «рекламирует» столицу СССР и не несет никакой дополнительной нагрузки.
Тем не менее, фильм был представлен на XVII Каннском кинофестивале 1964 года, где Данелия был удостоен специального почетного упоминания жюри в числе молодых кинематографистов: «За индивидуальность и обещания, которые они выразили в своих произведениях». Операторская работа Вадима Юсова была отмечена в этом же году первыми премиями на Всесоюзном кинофестивале и на Международном техническом конкурсе фильмов в рамках VI конгресса УНИАТЕК в Милане.
С чего все начиналось
Идея фильма «Я шагаю по Москве» начала оформляться после того, как молодой сценарист Геннадий Шпаликов изложил Георгию Данелии предварительный замысел новой картины: во время дождя по московской улице босиком, размахивая туфлями, идет девушка; следом за ней медленно едет промокший велосипедист.
Никаких других задумок, развивающих сюжет, у Геннадия в тот момент еще не было, однако сцена «под дождем» оказалась тем камертоном, который в конечном итоге определил стилистику и интонацию будущей ленты.
Ее создатели к началу совместной работы уже имели определенный кинематографический опыт: Данелия успел выпустить фильмы «Сережа» (совместно с Игорем Таланкиным) и «Путь к причалу», Шпаликов пережил длительную цензурную тяжбу из-за картины «Застава Ильича» (12+), снятой по его сценарию Марленом Хуциевым.
Работа над новым сценарием, изначально имевшим название «Верзилы», проходила в Доме творчества кинематографистов «Болшево». Шпаликов печатал на машинке текст отдельных эпизодов и передавал их Данелии: тот, в свою очередь, «переводил» лирическую прозу соавтора на язык кинодействия, правил диалоги.
В процессе работы Шпаликов и Данелия отказались от названия «Верзилы», переименовав сценарий сначала в «Приятели», а затем — в «Я шагаю по Москве». Доработка сценария происходила и во время съемок. Так, руководители киностудии после просмотра рабочих материалов отмечали, что бессюжетной картине явно не хватает «эпизода со смыслом».
Поиски необходимого фрагмента были затяжными и завершились в подъезде дома, где жили Шпаликов, его жена Инна Гулая и их новорожденная дочь Даша. Увидев на лестнице уборщицу, мывшую полы, прибывший на семейное торжество Данелия предположил, что героем «смыслообразующего» эпизода мог бы стать полотер. Пока в квартире Шпаликова шли приготовления к обеду, сценарист и режиссер записали придуманный ими текст в подъезде на упаковке из-под торта.
При сдаче и утверждении сценария возникли определенные проблемы с худсоветом творческого объединения, представители которого увидели явное сходство новой картины с «Заставой Ильича». Тем не менее, судьба фильма «Я шагаю по Москве» оказалась удачнее, чем история ленты Хуциева.
По воспоминаниям Данелии, запустить картину в производство ему помог один из руководителей Государственного комитета Совета министров СССР по кинематографии — Владимир Баскаков, на слово поверивший режиссеру, что фильм будет снят «без фиги в кармане».
Как Никита Михалков стал Колькой
После утверждения сценария начался подбор исполнителей. На роль Кольки рассматривались разные претенденты, в том числе Геннадий Бортников, участвовавший в фотопробах, и Виталий Соломин, кандидатура которого была одобрена худсоветом.
Тем не менее, Шпаликов предложил Данелии пригласить на кинопробы восемнадцатилетнего Никиту Михалкова. Режиссер поначалу усомнился в целесообразности этого выбора — Михалков, которого он видел за полгода до начала работы над картиной, казался ему слишком юным для роли Кольки: «подросток, гадкий утенок».
Однако сценарист, друживший со старшим братом Никиты — Андроном Кончаловским — и часто бывавший в их доме, проявил настойчивость. Когда Михалков появился на съемочной площадке, Данелия обнаружил, что стоящий перед ним крепкий человек — ростом выше его на голову — вполне мог бы работать метростроевцем. По ироничному замечанию режиссера, «пока мы бесконечно переделывали сценарий, вышло, как у Маршака: «за время пути собачка могла подрасти»». Впоследствии Никита Михалков вспоминал, что участие в фильме «Я шагаю по Москве» во многом определило его творческую биографию — после съемок он решил поступать в Щукинское училище.
Образ Москвы и приметы времени
Благодаря приметам времени, зафиксированным операторской кинокамерой, фильм «Я шагаю по Москве» спустя десятилетия после выхода на экран стал выполнять роль еще и «визуального документа», позволяющего зрителям погрузиться в московскую реальность начала 1960-х годов.
Среди этих примет — настенная мозаика с изображением рабочих и крестьян, танцы во дворе под звуки проигрывателя, уличные автоматы по продаже газированных напитков, бесплатные концерты и массовые мероприятия на открытых парковых площадках, собирающие большую аудиторию. Всего этого на улицах Москвы, разумеется, уже давно не увидеть.
Рядом с домом, где живет главный герой, стоит ЗАЗ-965А, получивший в среде автовладельцев прозвище «горбатый», — советская микролитражка, выпуск которой начался за четыре года до выхода картины. На Васильевском Спуске Колька и Володя проходят мимо шеренги экскурсионного транспорта. Попавшие в кадр автобусы ЛИАЗ-158 не предназначались для специального размещения туристов — в основном это были рейсовые машины, курсировавшие по городским маршрутам.
Они использовались для съемок и в других фильмах 1960-х годов — так, в сценах конфликта студента Шурика и хулигана Феди — персонажей комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (6+) — участвует автобус именно этой модели.
В фильме показано также строительство станции метро «Остаповское шоссе», которая в 1966 году была открыта под названием «Волгоградский проспект».
В число достопримечательностей Москвы, показанных в картине, входит и ГУМ. Оказавшись среди группы туристов на Красной площади, Колька, подражая интонациям профессионального экскурсовода, предлагает гостям «посмотреть налево» и оценить Государственный универсальный магазин как «яркий пример вычурной псевдорусской архитектуры конца XIX столетия».
Впоследствии Георгий Данелия вспоминал, что среди откликов на картину «Я шагаю по Москве» выделялось письмо от девушки из российской глубинки. Автор послания рассказала, что после просмотра фильма, поверив в радушие Москвы — «красивого и доброго города», она приехала в советскую столицу.
Свободных номеров в гостинице не оказалось, ночевать юной провинциалке, у которой похитили все деньги, пришлось на вокзале. Затем последовал привод в милицию — представители правоохранительных органов приняли гостью Москвы за проститутку. Данелия в ответном письме извинился перед зрительницей, пояснив, что «жизнь разная, и в жизни бывает разное. Этот фильм — о хорошем. И поэтому Москву мы показали такой приветливой. Но, к сожалению, она бывает и другой».
Кажется, что у каждого человека образ Москвы складывается из личного опыта, поэтому единого мнения быть, разумеется, не могло и не может. За 60 лет Москва очень сильно изменилась, но на вопрос о том, приветлива ли столица нашей страны, или нет, каждый может ответить только сам. Картина же «Я шагаю по Москве» до сих пор остается светлым напоминанием о том времени, которое никогда не вернется.