Фото: личный архив Екатерины Фоминых-Капица
Девушка яркий пример того, как два, казалось бы, разноплановых мира могут сливаться воедино
Екатерина Фоминых-Капица — фигура, стоящая на перекрестке науки и искусства, - яркий пример того, как два казалось бы разноплановых мира могут сливаться воедино, создавая новые формы восприятия и понимания. Руководитель Neural Arts Digital Academy, директор по развитию ГК «Гефест Капитал» и член президиума, председатель секции «Креативных индустрий» Творческого Союза Художников России. Екатерина воплощает в жизнь проекты, где наука обогащает искусство, а искусство, в свою очередь, вдыхает жизнь в научные открытия.
Фоминых-Капица умело управляет этим синтезом, создавая платформу для обмена идеями между художниками, учеными и технологами, что способствует появлению уникальных арт-проектов, призванных вызывать у зрителей не только эстетическое удовольствие, но и глубокий интеллектуальный резонанс.
Мы встретились с Екатериной, чтобы узнать больше о том, как ей удается создавать уникальные проекты на стыке этих областей.
— Екатерина, вы развиваете интердисциплинарное направление в сфере современного искусства. Расскажите, что это и какие, может быть, виды его существуют.
Интердисциплинарное направление в современном искусстве — это коллаборация различных, иногда не сочетающихся абсолютно направлений. Например, если мы возьмём сайенс-арт - научное искусство, то это коллаборация художников и учёных. Внутри сайенс-арта есть направления био-арт, техно-арт и так далее. То есть это такие под-под-направления. То же цифровое искусство может в себе сочетать не только работу цифровых художников, но и разработку, допустим, тех же IT-специалистов и, иногда, инженеров.
В моей интерпретации те проекты, которые я создаю, — это сочетание науки, искусства, инноваций. В создании арт-объектов участвуют и учёные, и художники, и IT-шники, и инженеры, и дизайнеры, и художники таких специфичных, не скажу, что новых, но интересных направлений, как, допустим, альфакторное искусство. Это искусство запахов: когда художник рисует именно запахами или создаёт арт-объектов из запахов, тем самым донося до зрителя своё видение или обостряя какую-то проблематику.
— Какие были предпосылки для появления интердисциплинарного искусства?
Наш мир становится более сложным, он убыстряется, и классическое искусство или классическое современное искусство уже не может показать ту многогранность видения художника или видения будущего, поэтому появляются новые современные приемы и возможности.
— Насколько сложно или, наоборот, легко взаимодействовать с учеными? Какие есть нюансы при работе художников и ученых? Есть ли подводные камни в их взаимодействии?
С учёными, как и художниками, работать достаточно сложно. Это достаточно специфичные люди. Те же художники, они привыкли работать в своих мастерских и не очень любят людей. Так и учёные привыкли изобретать и создавать в своих лабораториях. И общение с людьми их только отвлекает. Если мы говорим про IT-специалистов, они вообще не любят людей, а любят свои компьютеры. Но без них сейчас практически никуда. И в создании ультрасовременных произведений искусства они также необходимы. Поэтому здесь я своей задачей вижу объединение абсолютно разных сторон, абсолютно разных людей. И они объединяются, когда у них есть одна общая идея, одна цель.
— На сегодняшний день активно развивается направление промпт-арта и искусство нейронных сетей. Художники вовсю используют нейронные сети в своем творчестве. Скажите, это каким-то образом способствует развитию современного искусства в целом, или наоборот, вытесняет художников из сферы современного искусства? И каких бы художников вы могли отметить из тех, кто сегодня работает с нейронными сетями в сфере диджитал арта?
Сейчас действительно стремительно развиваются нейросети и искусственный интеллект. Естественно, сфера искусства не отстаёт. У нас появляются художники, которые начинают работать с нейросетями, внедрять их в свои произведения. Тот же, допустим, Глеб Солнцев, который с помощью робо-руки и нейросети создаёт свои произведения, то есть робо-рука по определённым алгоритмам рисует картины в стиле Глеба Солнцева.
Или Миша Мост, который показал свои работы на арт-ярмарке Космоскоу, где также робо-рука рисовала его картины, что пользовалось большой популярностью и большим интересом. Эта сфера, я думаю, будет активно развиваться, как и вообще развитие искусственного интеллекта в промышленности, в медицине, в сфере народного хозяйства.
Всегда интересно наблюдать за работами Анны Грелленорт, которая активно использует элементы искусственного интеллекта и нейросетей в своем творчестве. Она применяет новейшие инструменты и исследует, как эти технологии могут расширять границы традиционного искусства. Анна создает работы, где нейросети помогают визуализировать концепции, и участвуют в креативном процессе, предлагая варианты исполнения и даже управляя частью художественного процесса. Это подход, который открывает новые горизонты и демонстрирует потенциал ИИ как креативного партнера.
Кстати, Анна - пример художника, который вначале утвердился в традиционных жанрах живописи и анимации, а затем только нашел вдохновение и новые возможности в инновационных технологиях. Анна работала над созданием декораций и дизайном для анимационного проекта «TeenZ» от TheSoul Publishing, а также над проектом «The Legend of Pipi», где она создавала иллюстрации, которые стали ключевыми элементами визуального нарратива. После таких заметных успехов в традиционных областях искусства Анна обратила свой взгляд на новые методики. Она стала активно использовать возможности 3D моделирования и цифрового рисунка, а также интегрировать элементы искусственного интеллекта в свой творческий процесс.
И еще хочу подчеркнуть, что коллаборация с нейросетями позволяет таким художникам, как Анна Грелленорт, переосмысливать рутинные задачи и фокусироваться на более сложных аспектах творчества. Использование ИИ в процессе создания арта может значительно ускорить эксперименты с различными стилями и идеями. Например, Анна использует нейросети для генерации первоначальных концептов, что дает ей возможность быстро переходить к реализации самых смелых идей. Таким образом, ИИ становится не просто инструментом, а полноценным участником творческого процесса, который вносит свой вклад в финальное произведение искусства.
— Вы являетесь руководителем специальных проектов в сфере сайнс-арта и в сфере интердисциплинарного искусства. Расскажите, с какими сложностями вам приходится сталкиваться, организуя подобные проекты в России?
Сейчас я работаю над большим проектом, партнёром которого является Сколково, SkolTech, СБЕР, МИСИС. Это направление Science Art. Мы планируем его масштабировать на пять регионов и работать с крупными университетами.В чём сложность создания таких масштабных, больших проектов?
В Москве публика и партнёры, подготовленные к таким кросс-дисциплинарным проектам, готовы взаимодействовать, но в тех же регионах очень скептично и осторожно относятся к ультра современному искусству. Поэтому есть сложности в организации, в логистике и есть, к сожалению, сложности в финансировании. Потому что если мы даже говорим про гранты, мы не попадаем ни в один какой-то прямой блок, потому что мы сочетаем несколько направлений в одном. И когда мы говорим, что этот проект больше относится к науке, нам говорят, что нет, здесь есть культура. Когда мы обращаемся в грантах культуры, нам говорят, что вам надо идти в науку. У нас нет механизмов правильного финансирования на государственном уровне или правильной помощи таким сложным, но очень необходимым проектам.
— Расскажите, пожалуйста, как, на Ваш взгляд, в России будут развиваться междисциплинарные направления современного искусства, и какие тенденции и тренды ожидать нам в ближайшее время?
Мне кажется, что междисциплинарные направления будут масштабироваться и развиваться в России, чем дальше, тем быстрее, потому что есть такой запрос от зрителей, у молодёжи, которая не очень хочет ходить в Третьяковскую галерею, не очень понимает классическое современное искусство, потому что нет школ в достаточном объёме, чтобы рассказывать и учить, как вообще воспринимать современное искусство.
И ультрасовременное искусство, основанное на Science Art, научном искусстве, Digital Art, цифровом искусстве, интересно молодёжи, и через такое достаточно яркое, интересное, инновационное искусство мы как раз можем обращать внимание молодёжи на фундаментальное классическое искусство, то есть классическое искусство никогда никуда не уйдёт. Рисовать на холсте маслом и акрилом будут всегда.
Мы завершаем нашу беседу с убежденностью, что современное искусство под руководством таких инноваторов, как Екатерина Фоминых-Капица, находится на пороге новых открытий. Интеграция науки и искусства, которую она продвигает, не только расширяет границы того, что мы традиционно понимаем под искусством, но и открывает новые способы взаимодействия с миром, делая его более глубоким и многогранным. Екатерина и её коллеги вдохновляют нас видеть будущее как поле бесконечных возможностей для творчества и новых открытий. Это время, когда каждый из нас может стать свидетелем и участником захватывающего слияния культуры, технологий и новаторских идей.
Последние новости России и Мира читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости России и мира# Новости России
# Новости мира