Речь идет о технических недочетах и нарушениях условий эксплуатации автомобилей, за которые водителей планируется наказывать вплоть до лишения прав.
Казалось бы, российские водители со всех сторон обложены штрафами, которые к тому же периодически повышаются, но ГИБДД явно считает, что этого мало.
Инспекция составила список новых нарушений, за которые предлагает штрафовать автомобилистов по новым Правилам дорожного движения. Речь идет о технических неисправностях и условиях, при которых эксплуатация автомобиля недопустима. Проект соответствующего правительственного постановления — приложения к ПДД — уже подготовлен.
«Коммерсантъ» отмечает, что большинство поводов для новых штрафов позаимствованы из технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», принятого в Таможенном союзе в 2011 году. По каждому из них ГИБДД собирается оформлять на водителя протокол по статье КоАП, влекущий за собой наказание от штрафа на 500 рублей до лишения водительского удостоверения.
Сама идея расширенного списка технических требований и условий отнюдь не нова. Его первую версию, подготовленную ГИБДД в 2020 году, эксперты и даже сами специалисты МВД признали неактуальной, поскольку в ней содержались ссылки на устаревшие нормативы. Нынешняя редакция перечня нарушений — вторая по счету, и не исключено, что и в ней найдутся существенные недочеты.
Итак, предлагается взимать 500 рублей с водителей, забывших «переобуться» с летней резины на зимнюю и наоборот. Штраф за зимнюю резину будет выписываться с июня по август, а за летнюю — с декабря по февраль включительно. Эти временные ориентиры — приблизительные, поскольку сезонность в разных регионах отличается, а значит, определение конкретных сроков поручат властям на местах.
Будет введен запрет на выступающие за линию бампера «конструкции из стали или аналогичных материалов». Автомобили с деформированным после ДТП бампером, который «выступает за пределы габаритов машины», вообще не разрешат эксплуатировать до ремонта.
Поводами для штрафа также станут защитные пленки на фарах, отсутствие или неисправность очистителей фар, которые многие автомобилисты отключают ради экономии незамерзайки, и автокорректоров уровня фар, обязательных для импортируемых и выпускаемых в РФ машин. Сейчас водителей штрафуют за перегоревшие или нештатные (ксеноновые и светодиодные) лампочки в фарах.
Также наказания предусмотрены за наличие закрывающих обзор «предметов» (в частности, видеорегистраторов, установленных таким образом, что мешают следить за дорогой) и отсутствие предусмотренных производителем подушек безопасности и противосолнечных козырьков.
Еще один повод для наказания — ошибка неисправности двигателя или АКПП, сохраненные в памяти бортового компьютера (например, вышедший из строя датчик или низкий уровень технологической жидкости).
Кроме того, водителей грузовиков обяжут возить с собой цепи противоскольжения. В случае их отсутствия будет выписан штраф на всю ту же сумму в 500 рублей.
Эксперты разошлись во мнениях по поводу списка новых нарушений. Так, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов напомнил, что бортовой компьютер часто показывает ошибку из-за некачественного бензина, за который водитель ответственности не несет.
Эксперт по автомобильному освещению Григорий Шухман поддержал пункты списка, связанные с неисправностями фар, но удивился требованию к типам ламп: по его словам, далеко не все дорожные инспекторы обладают знаниями, позволяющими им оперативно оценить, «правильная» лампа установлена в фаре или нет.
Глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин признал, что цепи противоскольжения для грузовиков необходимы, но, по его мнению, если это требование будет введено на уровне ПДД, многие производители цепей взвинтят цены на них.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отметил, что разработанный ГИБДД документ содержит отсылку к некой «эксплуатационной документации» автомобилей, которой по факту может и не быть — например, на бывшие в употреблении машины, ввезенные в Россию из-за границы уже много лет тому назад. По мнению эксперта, эта неопределенность в формулировке «создаст дополнительный инструмент давления на водителей».
В конце 2020 года правительство РФ изменило порядок изменения ПДД — теперь для этого, даже если речь идет буквально об одном слове или ссылке, необходимо отменить предыдущий документ и выпустить новый. Поэтому сейчас подготовленные МВД проекты поправок рассматриваются Аналитическим центром при кабмине. Ведомство, тем не менее, надеется принять составленный ГИБДД «перечень неисправностей» в обход «регуляторной гильотины» — то есть без отмены действующих Правил дорожного движения, — поскольку в противном случае, как говорится в его пояснительной записке, будет «парализована деятельность правоприменительных органов» и возникнет «отрицательное воздействие на степень защищенности прав и свобод граждан».
Напомним, в начале апреля Госдума приняла в третьем чтении поправки к КоАП, которые увеличат в пять раз штрафы за нарушения правил переезда железнодорожных путей. К тому же теперь на этот штраф перестанет действовать «скидка» 50% за своевременную оплату.
Сейчас, если водитель заедет на ж/д пути при включенном красном светофоре или закрытом шлагбауме, его ждет штраф в размере 1 тысяча рублей. В некоторых случаях у нарушителя могут на три месяца отнять водительские права. После того как законопроект вступит в силу, водителям придется за такое нарушение расплатиться пятью тысячами рублей. Плюс ко всему, на штраф не будет действовать традиционный дисконт за оплату в течение 20 дней.
Несколькими днями ранее российских автомобилистов предупредили о том, что из-за «динамичных» дорожных знаков, которые будут подстраиваться под погодные условия и менять скоростной режим на трассах, их ждут новые штрафы. «Люди не сразу адаптируются к этим знакам, и значительная часть нарушений будет связана с неосторожностью весьма продолжительное первое время. А штрафовать будут всех подряд», — рассказал председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.