На острове Зеленом собрались тысячи людей без масок, но организаторы были спокойны: зрители либо принесли справки о ПЦР-тестах, либо сдали тесты на входе.
Власти в России продолжают демонстрировать полное отсутствие логики в подходе к борьбе с коронавирусом. С одной стороны, население по максимуму обязывают прививаться и даже про вакцинацию беременных речь завели, пугая статистикой и рассказами о штамме-мутанте, а с другой – в некоторых регионах происходят события, которые при первых двух волнах, в менее опасной эпидемиологической обстановке, категорически запрещались.
В выходные, 26-27 июня, в Липецке состоялся фестиваль «Рок Фокс» (Fox Rock Fest), который посетили около 10 тысяч человек. По фото и видео с концертов ясно, что масочный режим там не соблюдался. «ИВЛ-фест» – так называют мероприятие в соцсетях.
Это был классический летний праздник «доковидного» формата: огромная толпа молодежи пытается танцевать впритирку друг к другу, девушки сидят на плечах у парней, все тянут руки вверх, смеются, кричат, подпевают артистам.
С сегодняшнего дня, 28 июня, в Липецкой области, кстати, начали действовать ограничения при проведении массовых мероприятий: норма заполняемости площадок снижена с 50% до 20%, вводится строгий контроль соблюдения масочного режима и социальной дистанции.
Заболеваемость коронавирусом в регионе растет: 25 июня было зарегистрировано 66 новых случаев, 26 июня -- 68 случаев, а 27 июня -- 72 новых случая. За последние два дня смертность достигла шести-семи летальных исходов в сутки.
Накануне липецкого фестиваля региональное управление МВД настоятельно рекомендовало его отменить (и такие прецеденты есть – в Тульской области «Дикую Мяту» отменили в последнюю ночь перед открытием, после чего глава региона Алексей Дюмин обеспечил компенсацию большей части 96-миллионных убытков организаторов).
Но «Рок Фокс» – не «Дикая Мята». Разница не в регионе и эпидемиологической обстановке, просто липецкий фестиваль проспонсировал миллиардер Владимир Лисин совместно с принадлежащим ему НЛМК – Новолипецким металлургическим комбинатом.
«Власти решили провести праздник, чтобы снизить негатив перед выборами. Кроме того, в администрации просто не могли отказать Лисину», – пишет телеграм-канал Baza со ссылкой на свои источники в мэрии, отмечая, что НЛМК – градообразующее предприятие, на котором работают 30 тысяч жителей города, то есть весомая доля электората. Вдобавок, по некоторым данным, в 2021 году налоговые поступления от комбината в городской бюджет должны вырасти – а это еще один весомый аргумент.
Источники «Базы» говорят, что «отказа Лисин бы не понял», и липецкая администрация решила: «Нельзя запретить людям быть на пляже (а фестиваль проходил на Зеленом острове в русле реки Воронеж), гулять. Силой это просто невозможно».
Такой же фатализм власти «включили» в отношении масочного режима: стоит жара, людей не заставишь надеть «намордники», в них же не продохнуть.
В начале прошлой недели губернатор Липецкой области Игорь Артамонов заявлял, что региональные власти «пока не видят причин» для отмены фестиваля, и называл предстоящий праздник «апогеем санитарной безопасности». Заключался этот апогей в том, что на входе у зрителей требовали справки об отрицательном ПЦР-тесте на коронавирус. Тем, у кого их не было, проводили экспресс-тестирование на месте, причем бесплатно: организаторы выделили на это около 10 млн рублей.
«При входе будет организована термометрия. Персонал будет работать в масках, всех зрителей также просят носить маски в помещениях. На фестивале будут регулярно проводить дезинфекцию контактных поверхностей, гости смогут воспользоваться антисептиками», – сообщалось на сайте «Рок Фокса».
«Объективно говоря, мы самое безопасное, что происходит на сегодняшний день. Сто процентов – люди и так будут гулять, выезжать на шашлыки, собираться по домам и ресторанам. Мы хотим всю эту ситуацию урегулировать и сделать ее максимально безопасной. На сегодняшний день, объективно говоря, мы самый безопасный фестиваль», – уверял журналистов гендиректор Fox Rock Fest – Валерий Дробыш, сын известного продюсера Виктора Дробыша.
В комментариях к фото и видео с фестиваля в соцсетях жители Липецка восторженно пишут, что это было лучшее событие лета – а возможно, и всего года. Вопрос в том, что они будут писать через несколько дней (а инкубационный период у нового штамма коронавируса короткий), когда аукнутся последствия «слэмов», теснения возле сцены и массовых купаний.
По какому сценарию развиваются события в таких случаях, можно увидеть на примере Петербурга. Там под громкие речи чиновников об угрозе ковида состоялись два массовых мероприятия – сначала фестиваль «Стереолето» на городском пространстве «Севкабель-Порт», а потом пресловутые «Алые паруса», где, конечно же, присутствовали только выпускники, а на входе всем измерили температуру.
Правда, вскоре выяснилось, что в зоне гуляний стояли некие палатки для неких высокопоставленных лиц – но это уже мелочи. Тысячи людей, преимущественно подростков, тесными толпами заполонили набережную, а потом растекались по улицам.
Сегодня, 28 июня, в Северной столице – рекорд по смертности от коронавируса: умерли 110 человек за сутки. О том, что в городе проблема с «ковидными» койками, СМИ пишут уже не первую неделю. Но самое мерзкое в этой истории «пира во время чумы» – это влияние на общественное мнение.
«Алые паруса» транслировались федеральными телеканалами, то есть вся страна смогла убедиться, что эпидемия как бы есть, но, когда это касается чего-то важного и патриотического, ее нет, она не так страшна. И что же должен подумать среднестатистический россиянин? Что коронавируса на самом деле никакого не существует, это все фантазии каких-то отдельных чиновников», – пишет политический обозреватель Дмитрий Дризе.
Он отметил, что людей «очень сильно раздражает, когда одному можно, а другому нельзя», а власти сейчас как раз то и дело создают именно такие раздражающие факторы: в московском МФЦ жестко скрутили многодетную мать, приспустившую маску из-за вызванной жарой духоты, а в Петербурге тем временем собираются тысячи людей без всяких масок – ну и Липецк тут добавил масла в огонь.
«Закон должны соблюдать все без исключения, в том числе и большие начальники. И если существует опасность вируса, массовые мероприятия не проводятся, даже самые что ни на есть патриотические. В противном случае население в большинстве своем никаких мер выполнять не будет. Что мы сейчас и наблюдаем», – резюмировал Дризе.