Александр Снегуров рассказал «Блокноту», чем могут быть вызваны конфликты в школах.
В России продолжаются конфликты между учителями и школьниками. Очень часто такие инциденты попадают на видео и становятся достоянием общественности, а разбираться в поведении подростков и их педагогов приходится правоохранительным органам. Так почему же в России преподаватели позволяют себе поднимать руки на своих учеников, а дети имеют право неуважительно относиться к учителям?
На этот вопрос «Блокнот» попросил ответить историка, заслуженного учителя РФ, кандидата психологических наук, четырежды лауреата гранта Москвы в области образования Александра Снегурова.
Накануне в школе Нижнего Тагила учитель ОБЖ ударил ученика палкой по ноге, а другого ладонью по лицу. До этого в школе под Пермью бывшая директриса оскорбляла школьника и называла его предателем из-за опоздания на праздник 23 февраля, а в Москве классный руководитель кадетского класса набросился на юношу во время уроков, вытащил в коридор и начал избивать. К сожалению, подобные случаи все чаще попадают в новостные ленты. При этом Александр Снегуров отмечает, что это не показатель роста подобных инцидентов.
«В последнее время стало много разных роликов, а мы об этом узнаем. Это все-таки разные проекции - рост числа таких инцидентов и расширение возможности узнавать об этом. Так что, еще не факт [что увеличилось число случаев избиения школьников учителями], это надо проводить исследование о том, участились ли такие случаи или нет. Это первое, что я хотел бы отметить. Также много случаев, когда унижают и оскорбляют педагогов. Можно тоже говорить о том, что участились подобные случаи. Это второе.
Говоря, что, допустим, участились такие случаи [избиение детей педагогами]. Почему? Раздражение, изнурение педагогов повысились, а также директивы и всякие инструкции. Здесь не оправдывая, я называю причины - не оправдывающие, а факторы, которые так или иначе привели к этому.
Второе - отток педагогов-профессионалов из школ по разным причинам и приход людей, скажем так, из других сфер или даже неадекватных педагогов, поскольку надо просто предметы закрывать кем-то. Я не знаю конкретно про этого педагога, но порой берут работника без должной проверки, без должного тестирования психологического. Может быть, это опытный педагог, не знаю, но почему-то мне кажется, что он пришел из какой-то иной сферы или у него проблемы с психикой. Далее - третье. Общая невротизация населения, это касается и педагогов. То есть повышение уровня тревожности и раздражительности. Четвертое - общая неблагополучная ситуация, связанная с разными процессами. Все-таки вот этот запрос на насилие давний, который в людях во всех практически сидит, нашел канал выхода. Не то, что даже на насилие, а на трансляцию своего недовольства, отработки своих комплексов, недовольства жизнью в целом.
Затем, что касается данного конкретного предмета (ОБЖ). Его должны вести специалисты, потому что это важнейший предмет. А он проводится людьми, пришедшими из военной сферы или иногда учителями физкультуры и так далее. Это не значит, что эти учителя ближе к проявлению агрессии, нет. Но если человек служил в каких-то горячих точках, то это может оставить след на психике. Но этот конкретный случай все равно требует изучение обстоятельств конкретных. Это неважная иллюстрация для общего тезиса, почему насилие растет. Данная ситуация, думаю, скрывает еще какие-то факторы, не названные мною, но я думаю, что основной – невротизация, неадекватность, нравы самого педагога».
Эксперт считает, что для предотвращения подобных инцидентов в школах надо создавать определенную среду между детьми и преподавателями. Для этого необходим устойчивый коллектив и исключение системы феодализма, когда роль директора превозносится многократно.
«Должна функционировать обратная связь. Должен быть коллектив – и ученический, и учительский. Если в школе есть среда, в которой неудобно вести себя подобным образом, это понимают сотрудники и ученики, то такого не произойдет. Этот школьный климат складывается годами, формируется общими делами, когда участвуют и педагоги, и ученики. Не должно быть никакой ротации кадров, должен быть устойчивый коллектив. Исключение вот такой «системы феодализма», когда директор вознесен, потом заместитель директора тоже занимает какую-то ступень, а где-то уже педагоги.
Поэтому здесь нет каких-то инструментов, которые бы исправляли ситуацию в режиме быстрого реагирования - всякие комиссии, введение запретов - нет. Вот таким путем - создание коллектива, доверия, атмосферы педагогической, когда дети могут сказать педагогам, что у них проблемы. И педагог видит детей, не гаджеты, не озабочен выполнением директив сверху, а видит учеников. Ну и, разумеется, общие рекомендации - снижение уровня бюрократизации, это влияет на раздражение педагогов и такие ситуации.
Создать необходимую атмосферу возможно только, если есть настоящее педагогическое стремление. С четырех сторон – учеников, администрации, педагогов и родителей. Когда происходит такой синтез - школа работает. Если у нее есть проблемы, то это проблемы не подобного калибра, это уже будут случаи вопиющие, если они вдруг произойдут, а это может произойти в любой школе, даже благополучной. Но это будет уже поводом для серьезных выводов, чтобы не допускать подобное в дальнейшем».