На рассвете в 4 часа утра 6 августа 1915 года с попутным ветром по всему фронту атаки немцы начали выпуск хлора и брома.
Также 6 августа День железнодорожных войск, День экстрасенсорики и православный День памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, а также в этот день в 1914 году Австро-Венгрия объявила войну России, в 1991 году Атомная подводная лодка К-407 «Новомосковск» впервые в мире провела залп 16 межконтинентальных баллистических ракет Р-29РМ, а в 2019 году ракета «Протон-М» вывела на орбиту военный спутник.
Подробнее поговорим о случившейся в этот день в 1915 году так называемой «Атаке мертвецов» - героической контратаке 13-й роты 226-го русского Землянского полка при отражении немецкой газовой атаки, являющейся эпизодом обороны крепости Осовец на Восточном фронте во время Первой мировой войны.
Крепости Осовец и Новогеоргиевск были важными узлами обороны «Польского мешка», так на военном жаргоне того времени называлась выступающая глубоко на запад и уязвимая с северного и южного флангов территория Царства Польского.
Крепость Осовец являлась системой соединенных траншеями четырех фортов в излучине реки Бобр. Крепость запирала проходившие через нее железную дорогу Лык — Граево — Белосток и шоссе на Белосток, важный региональный транспортный узел.
Основные укрепления и крепостная артиллерия располагались на восточном берегу реки. На болотистом западном берегу под прикрытием орудий крепости располагалась вынесенная на 2—2,5 км передовая Сосненская позиция, проходившая с севера на юг по линии Бялогронды — Сосня. Именно эта позиция была основным направлением предыдущего генерального штурма крепости в феврале-марте 1915 года, на ней же развернулись описываемые далее события.
Хронология событий
Для новой генеральной атаки немцами была выделена 11-я дивизия ландвера. На основном направлении вдоль шоссе и железной дороги был развернут усиленный маршевыми частями 18-й полк. Южнее должен был атаковать 76-й полк. Для успеха операции по фронту обоих полков было решено применить массированную газобаллонную атаку хлором в смеси с бромом. Прочие части дивизии к северу и северо-востоку должны были поддержать атаку демонстративными действиями.
На рассвете в 4 часа утра 6 августа 1915 года с попутным ветром по всему фронту атаки начался выпуск хлора и брома из заранее развернутых 30 газобаллонных батарей. По оценкам, газ в итоге проник на общую глубину до 20 км, сохраняя поражающее действие на глубину до 12 км и до 12 м по высоте.
При отсутствии каких-либо эффективных средств защиты у оборонявшихся, результат атаки газами оказался сокрушительным: 9-, 10- и 11-я роты Землянского полка выбыли из строя полностью, от 12-й роты в центральном редуте в строю осталось около 40 человек; от трех рот у Бялогронд — около 60 человек.
Практически все первая и вторая линии обороны Сосненской позиции остались без оборонявшихся. Вслед за газами германская артиллерия открыла огонь по крепости и заградительный огонь для своих двинувшихся в атаку частей. Артиллерия крепости на начальном этапе не могла эффективно вести огонь, так как в свою очередь попала под надвинувшуюся газовую волну. Это усугублялось одновременным обстрелом крепости как обычными снарядами, так и снарядами с хлорпикрином. В крепости из строя выбыло свыше 1600 человек, в целом весь гарнизон получил отравления той или иной степени тяжести.
Подавляя одиночное сопротивление, части 18-го полка быстро преодолели первую и вторую линию колючей проволоки, заняли тактически важный укрепленный пункт «двор Леонова» и стали продвигаться вдоль полотна железной дороги к Рудскому мосту. Единственным резервом на самой Сосненской позиции оставалась рота ополченцев, но и у нее было отравлено до 50 % личного состава, а деморализованные остатки роты эффективной контратаки провести не смогли.
В это время 76-й полк ландвера быстро занял обезлюдевшую Сосню, но наступал слишком стремительно и попал под собственные газы, понес значительные потери и был временно остановлен огнем остатков 12-й роты у центрального редута.
Возникла реальная угроза захвата германцами Рудского моста, что означало бы рассечение всей обороны западнее крепости и потерю Сосненской позиции. В этой ситуации комендант крепости генерал-лейтенант Н. А. Бржозовский приказал организовать артиллерийский огонь по уже занятым противником участкам Сосненской позиции и контратаковать в штыки «всем, чем можно». В контратаку пошли остатки 8-й и 13-й рот (около половины от исходного состава) и переброшенная из крепости немного менее пострадавшая 14-я рота.
13-я рота под командованием подпоручика Котлинского контратаковала части 18-го полка вдоль железной дороги и обратила их в бегство. Во время атаки подпоручик Котлинский был смертельно ранен и передал командование подразделением подпоручику 2-й Осовецкой саперной роты В. М. Стржеминскому, который, несмотря на сильное отравление газами, с остатками вверенной ему роты довел атаку до конца, «штыками» овладев 1-м и 2-м участками Сосненской позиции.
В это же время 8-я и 14-я роты разблокировали центральный редут и совместно с бойцами 12-й роты выбили противника на исходные позиции. К 8 часам утра все последствия германского прорыва были ликвидированы. К 11 часам утра прекратился обстрел крепости, что явилось формальным окончанием неудавшегося штурма.
Итоги
В официальных сводках вкратце сообщалось: «У Осовца неприятель с рассветом, развив сильный огонь и выпустив большие облака ядовитых газов, начал штурм крепостных позиций, захватил укрепления у Сосни, но огнем и контратаками был отовсюду выбит».
В том же году в газетах «Русское слово» и «Псковская жизнь» было опубликовано воспоминание одного из непосредственных участников обороны Осовца, который относительно самой контратаки в частности сообщал: «Я не могу описать озлобления и бешенства, с которым шли наши солдаты на отравителей-германцев. Сильный ружейный и пулеметный огонь, густо рвавшаяся шрапнель не могли остановить натиска рассвирепевших солдат. Измученные, отравленные, они бежали с единственной целью — раздавить германцев. Отсталых не было, торопить не приходилось никого. Здесь не было отдельных героев, роты шли как один человек, одушевленные только одной целью, одной мыслью: погибнуть, но отомстить подлым отравителям. Германцы не выдержали бешеного натиска наших солдат и в панике бросились бежать. Они даже не успели унести или испортить находившиеся в их руках наши пулеметы».
Пленные германцы, взятые во время газового штурма, рассказывали, что от высших начальников до последнего рядового германской дивизии, атаковавших крепость, были уверены, что на этот раз не может быть спасения для гарнизона, что ничто не устоит против силы яда газов. Уверенность, что весь гарнизон погибнет от газов, была настолько велика, что германцы заранее нарядили несколько рот для похорон мертвых, все обозы были запряжены и готовы въехать в Осовец. Поэтому первый выстрел, а затем все усиливавшийся огонь крепостной артиллерии произвел потрясающее впечатление.
Выражение «атака мертвецов» при описании контратаки 13-й роты 226-го Землянского полка прослеживается в работе С. А. Хмелькова «Борьба за Осовец», опубликованной Воениздатом в 1939 году.
Последние новости России на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости Блокнот Россия
#Новости России
#Блокнот новости России
#Новости России 06 августа 2024
#Новости России и мира сегодня
Свое мнение о новостях России можно высказать в комментариях ниже