Компании-новаторы свернут инвестиционные проекты в стране, российским фармацевтам справиться с объемом может помешать недостаток мощностей.
Фармацевты России выступают против принудительного лицензирования, называя эти меры убийством инновационных фармацевтических компаний. Представитель завода по производству лекарств «Вертекс» уверен, что принудительное лицензирование подорвет конкуренцию и заставит добросовестные фармацевтические компании уйти с российского рынка.
Минздрав объясняет, что под принудительным лицензированием подразумевается мера, когда владельцы патентов вынуждены передавать лицензию на использование их прав в обмен на компенсацию, размер которой определяется действующим в этой стране законом или каким-либо арбитражным механизмом. Правительство официально определяет одну из фармацевтических компаний внутри страны, которой дает разрешение на выпуск лекарств-дженериков, патент на которые у иностранной компании еще не истек.
- Мы хотим, чтобы органы власти принимали решение о копировании зарубежных лекарств местными производителями, если компания-патентообладатель отказывается поставлять их в Россию, не может этого сделать из-за введения санкций по отношению к РФ или предложит необоснованно высокую цену, - уточняет председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Сергей Калашников.
Политик добавил, что эта мера крайне необходима в случае лечения тяжелых заболеваний, в том числе рака и СПИДа.
- Принудительное лицензирование в глобальном смысле не сделает лекарства более доступными, но станет серьезной угрозой для инновационных компаний, - полагает эксперт-фармацевт Вера Токарева.
Специалист приводит в пример Индию, где компании производили дженерики, получая лицензии самостоятельно. А угроза принудительного лицензирования стала лишь инструментом давления на иностранные инновационные компании, работающие в стране, чтобы снизить цены на определенные препараты. Так, антиретровирусные, противоопухолевые, противодиабетические и гипотензивные лекарства в стране стали чуть ли не самыми дорогими в оригинале и не стали более доступными в виде копий.
- Патентное законодательство, существующее сегодня, и так не запрещает копировать препараты. Сейчас есть здоровая конкуренция по производству дженериков в России. В стране работают 43 совместные фармацевтические компании по производству лекарств, - говорит владелец аптечной сети Игорь Новиков. - Если ввести принудительное лицензирование, у многих компаний пропадет интерес к российскому рынку.
- Вводя принудительное лицензирование, мы извещаем наших иностранных партнеров о том, что мы прибегли к такой мере и выплачиваем компенсацию компании-новатору. Этого требует ВТО. Если компания, помимо поставок государству, будет иметь какой-то коммерческий сегмент, то она будет платить. Но тогда поставки будут ограничены. Если будет платить государство, то оно при этом с компанией-производителем заключит жесткое соглашение по удержанию цен, а у всех всех лекарств сырье импортное, что крайне невыгодно производителю, - объясняет свою позицию Игорь Новиков.
Директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов уверен, что принудительное лицензирование может быть оправданным только если компания-новатор сама приняла решение уйти с российского рынка. В одностороннем порядке нельзя лишать уникальности препараты добросовестных компаний, у которых производство локализовано в стране. В этом случае они могут свернуть инвестиционные проекты, и это негативно скажется на рынке.